"Chanteuse" 1901 года



"Chanteuse" ("Певица") - яркий пример из серии картин, посвященной изысканным артисткам и певицам, над которой Пикассо работал в течение 1901 года в Мадриде и в Париже. В декабре 1900 года Пикассо вернулся в Испанию из своей первой поездки в Париж, который он посетил вместе со своими друзьями Карлосом Касагемасом и Мануэлем Палларесом. В январе 1901 года он вернулся в Мадрид, город, где он учился в 1897-1898 годах, и вместе с Франсиско Солером основал художественный журнал Art Joven. Пикассо оставался в испанской столице до мая, работая над своим журналом и несколькими пышными и яркими картинами и пастелями. Радикальный молодой художник создавал эти драматические образы как провокационный ответ художественному истеблишменту, который лелеял ностальгические тенденции к историческим жанрам живописи.

Эта серия вдохновила Пикассо на создание нескольких картин, которые были показаны несколько месяцев спустя в Париже в галерее почтенного дилера импрессионистов Амбруаза Воллара. Что касается Мадридских картин, Палау и Фабре отметил следующее: "отличаясь друг от друга некоторыми вариациями, эти женщины имеют одну общую черту: почти все они носят огромные юбки, которые подходят только для перемещения от кареты до гостиной и дальнейшего сидения на диване (Хосеп Палау и Фабре, "Жизнь Пикассо (1881-1907)", Барселона, 1980, репродукции Пикассо). В отличие от них, работы Пикассо, показанные на выставке Воллара, увидела более широкая публика. Как пишет Мэрилин МакКалли: "Альтернативным названием для выставки Воллара, по крайней мере, для большинства работ Пикассо, могло бы быть: "Париж: День и Ночь", так как многие из них показывают ту жизнь, которую он сам наблюдал и которой жил в Париже. Многие картины, перечисленные в каталоге - это изображения женщин: посетительницы кафе, официантки, танцовщицы и певицы, проститутки..." ("Пикассо в Париже, 1900-1907 (каталог выставки)", Музей Ван Гога, Амстердам, 2011).

Картина "Chanteuse" предположительно может принадлежать к серии, изображающей певиц, которую Пикассо закончил летом 1901 года. Говоря о более широкой серии работ, к которым принадлежит эта пастель, Джон Ричардсон пишет: "Это странное парижское веяние: кокотка в кринолины так велика, что занимает одна практически весь диван ... самый большой и амбициозная из этих картин - это "Дама в голубом", которая изображает женщину-вамп, ярко-накрашенную в духе Мулен де ла Галетт, и одетую по моде восемнадцатого века: огромная шляпа, огромное боа и огромный белый кринолин, расшитые серебряными гирляндами... " (Джон Ричардсон, "Жизнь Пикассо, 1881-1906", т. 1, Лондон, 1991 год).

Картина была продана 9 мая 2016 года на аукционе Сотбиз за $1,1 млн.

Дата публикации: 2016-07-03



вернуться к блогу