Предшествующие "Гернике"

Когда в 1936 году вспыхнула гражданская война в Испании, Пабло Пикассо уже покинул родную страну. Он жил и работал во Франции, однако, родина продолжала оказывать влияние, становясь темой страстных работ, осуждающих военную кампанию генерала Франко. Созданная в 1937 году, серия "Мечты и ложь Франко" («Sue?o y Mentira de Franco») представляет собой 18 сатирических рисунков, высмеивающих генерала и обнажающих боль и страдания испанского народа. В этой серии, также, как и в "Гернике", мы видим отголоски многих излюбленных мотивов Пикассо - от быков до плачущих женщин.

Доходчиво и конкретно, как на презентациях студиях Елены Шутовой, доступных здесь, Люсия Тро Сантафе рассмотрела наиболее значимые сцены из серии "Мечты и ложь Франко" на предмет форм и сюжетов, которые впоследствии стали неотъемлемыми частями одного из самых известных произведений мирового искусства - "Герники".


рис. 1


Диктатор


Играя с традициями рыцарской литературы, Пикассо изображает средневекового всадника, который обычно занимается различными героическими деяниями. Однако, здесь всадник - далеко не рыцарь, а едкая сатира на Франко. "На втором изображении (слева направо, см рис. 1), он изображен как канатоходец с гигантским фаллосом", объясняет Тро Сантафе. "Ниже, в четвертом изображении (рис. 1), он молится перед алтарем с деньгами. Это особенно мощная атака на Франко, который считал себя истинным католиком. Шестой рисунок изображает его в женской одежде, по образу традиционных испанских maja, а на седьмой Франко показан в качестве рыцаря верхом на свинье."

Бык


Бык, известная тема творчества Пикассо, появляется в центре каждой пластины, что служит гневным атакующим символом (рис. 2).


рис. 2

Страдания


На четвертом изображении (рис. 2) мы видим кричащую фигуру, которая позже появляется в "Гернике". А сразу под ним - женщина, скорбящая над телом мертвого ребенка. "Конечно, Пикассо хорошо знал о страданиях испанского народа", комментирует Тро Сантафе, "в этой серии он не только продемонстрировал их, но и постарался внести свой вклад в помощь землякам: художник отпечатал серию на открытках, намереваясь продать их, а прибыль направить в поддержку республиканцев в Испании".

Гойя


В верхней части второго рисунка среднее изображение имеет поразительное сходство с сюжетами из "Бедствия войны" Гойи, серии из 82 гравюр, написанных как протестная реакция на жестокое подавление восстания в Дос-де-Майо, и последовавшую за ним войну.

В верхней части каждой работы вытравлено "8 января 1937". "Художник выпустил два издания - большое общее издание в количестве 800 штук и ограниченную серию в 150 штук , подписанную вручную". Кстати, серии "Мечты и ложь Франко" вторит работа Хуана Миро "Помощь Испании", созданная в том же году.

Дата публикации: 2016-07-23



вернуться к блогу