"Пикассо и Ривера: диалог сквозь время"



В 1915 году Пабло Пикассо приобрел этот небольшой натюрморт, написанный его другом и помощником Диего Ривейрой. На нем - бутылка анисового ликера и чернильница, стоящие на столе, покрытом бирюзовой скатертью. Для придания фактурной шероховатости используется песок: прием, наверняка заимствованный Ривейрой у Пикассо или у Брака. Техника - смешанная, с использованием объема, как модно было у кубистов во все времена. Берется, к примеру холст, масло, газеты, песок, пару реек, и кусок лепнины, например с сайта expert-decora.ru и все это формируется в композицию, желательно со смыслом - вот и получился так называемый ассамбляж (его тоже придумали кубисты). Эта картина интересна тем, что с тех пор она нигде не экспонировалась, но уже сегодня ее можно увидеть в Лос Анджелесе.


Новая необычная выставка о диалоге двух художников открылась в минувшее воскресенье в Музеe искусств округа Лос-Анджелес. Интересна она не только выбранной темой, но и подходом, можно сказать "диалоговостью", когда работы выставляются рядом для контраста и сравнения. В пяти залах выставка рассказывает историю отношений между ними, и конечно, историю отношений между искусством античности и классицизмом и современным искусством начала XX века.



Пикассо, "Студент с газетой", 1914 и Ривера "Моряк за обедом", 1914

Непонятно, кто у кого здесь заимствовал. Скорее всего, это просто общие идеи, витавшие в насыщенном творчеством воздухе Монпарнаса, воплощались похожим образом у разных художников. Кстати, говорят, Ривера был в ярости, когда узнал в некоторых картинах Пикассо заимствование идей из своего "Сапатистского пейзажа" 1915 года. Эта история особенно интересна в контексте колониального прошлого Мексики и сути сапатистского освободительного движения. А вообще, Пикассо некогда не стеснялся брать чужие идеи и перерабатывать их. Или просто брать. Недаром ему приписывают фразу "Хорошие художники копируют, великие художники воруют". Так что, вполне возможно, что он сделал это без задней "исторической" мысли.




Оба художника начали с греко-римской античности в учебных классах академий (Пикассо в Барселоне, а Ривера - в Мехико) и через революционные открытия современности пришли к синтезу нового с почтенной классикой, образуя своего рода "модернистской классицизм" - у Пикассо основанный на европейской традиции, замешанной на греко-римских корнях, а у Риверы на американской, восходящей к доколумбовой эпохе.

До 7 мая 2017 года выставка открыта в Лос Анджелесе, а в начале июня она переедет в Мехико.



Дата публикации: 2017-01-04



вернуться к блогу