Как Пикассо почти открыл абстрактную живопись

Перевод статьи Абигейл Кэйн (artsy.net)

В 1907 году Пикассо вместе с французским художником Жоржем Браком начал закладывать основу для кубизма. В 1909 году они стали сотрудничать более интенсивно, что привело к развитию «Аналитического кубизма», характеризующегося фрагментированными, перекрывающимися плоскостями и монохроматической палитрой.


"Натюрморт со стаканом и лимоном", 1910

Летом 1910 года в своей студии в Кадакесе Пикассо продолжал развивать этот стиль и, в конце концов, он остановился на структуре сетчатых линий, которые служили основой для каждой новой работы. Также он стал затенять каждую плоскость фрагментированного изображения отдельно, вместо того, чтобы поддерживать единственный источник света - этот подход создавал иллюзию глубины без ощущения сплошной формы.

Аналитический кубизм вплотную приблизил Пикассо к чистой абстракции. Как отмечает Ричардсон, даже самому художнику порой было трудно было определить что же изображено на холсте. Эти работы казались абстрактными во всем, кроме их названий. И если бы Пикассо продолжил развивать эту тему, возможно он, а не Кандинский стал бы "отцом абстрактной живописи".

Однако эту грань Пикассо так и не пересек. Вернувшись осенью в Париж, от сменил курс. Возможно, на него оказал влияние его главный дилер Анри Канвейлер, который из всех работ, написанный летом 1910 года, купил лишь одну. Портрет самого Канвейлера хорошо показывает направление в котором пошел художник - он стал добавлять узнаваемости на холсты. Галстук, трубка, ухо и т.д. - все эти маленькие знаки указывали на то, какой именно объект изображен на картине.


"Портрет Канвейлера", 1910

Позже, в 1920-х Пикассо начал уже публично осуждать абстракцию. Как раз когда она начала становиться авангардом. Из интерьвью Пикассо 1928 года: "я испытываю ужас перед так называемой абстрактной живописью... когда кто-то приставляет цвета друг к други и проводит линии, которые ничему не соответствуют, результатом является декор." И 1935 года: "Абстрактного искусства не существует. Вы всегда должны с чего-то начинать. Потом вы можете ислючить все признаки реальности. Опасности здесь нет, потому что идея объекта уже оставила свой неизгладимый след."

Перевод выполнен при поддержке онлайн-галереи современного искусства http://borsch.gallery, где собрана коллекция ярчайших представителей современного искусства.

Дата публикации: 2017-11-14



вернуться к блогу