барный стул с Удобной спинкой в Киеве

Коллаж

Коллаж стал важной вехой в истории кубизма, а, следовательно, и всего современного искусства 20 века. Кто придумал его - Брак или Пикассо, до сих пор неизвестно. Оба художника оставили много работ, сделанных между 1907 и 1914 годами, но не датированных и не имеющих подписи. Тем более трудно определить авторство по стилистическим особенностям, когда рождается что-то новое.

Но этот вопрос является гораздо менее важным, чем вопрос о мотивах, побудивших художника вклеить кусок картона в картину. Современники объясняли это возросшей потребностью контакта с реальностью в противовес нарастающей абстракции аналитического кубизма. Картина, преодолевающая плоскостность, эстетически символизировала обращение к реальной природе вещей. Но понятие "реальность" воспринимается неоднозначно всегда, когда речь идет об искусстве, поскольку оно само есть способ взаимодействия с ней внутреннего мира человека. Так что вопрос причин и мотивов по прежнему остается открытым для исследователей.

Все началось с попыток вернуть картине объем, потерявшийся в переплетении граней и плоскостей аналитического кубизма. Брак и Пикассо начали подмешивать в краску песок для создания зернистости и фактуры поверхности. В других картинах фактура моделировалась самой краской. Переломным стал момент когда Брак в сентябре 1912 года вместо имитации фактуры обоев "под дерево" решил просто приклеить к картине кусок этих обоев. Пикассо говорил, что в конце 1911 он уже приклеивал кусок клеенки к холсту. Споры о первенстве также оставим исследователям. Важно то, что шаг от иллюзии к реальности (или к ее имитации?) был сделан.

Прорыв в третье измерение и в мир реальных материалов открыл огромную свободу творчества для Пикассо. Он использовал все: газетные вырезки, части музыкальных инструментов, ноты, коробки из под табака, ткани, металл... Реальность погружалась в пространство картины и окружалась игрой цвета и света, чтобы проявить себя в новом качестве. Трудно представить, что испытывал парижский зритель начала 20-го века, пребывавший в эпицентре таких революционных преобразований. Но надо сказать, что достаточно было всего три года, для того чтобы Пикассо наигрался в новую технику. После 1915 года он уже практически не занимается коллажами. Возможно, художник понял, что сильные методы самовыражения не лежат на поверхности и нужно искать их в глубине картины.

К сожалению, коллажей Пикассо в нашем мире не так много, все они находятся в музейных собраниях, и, даже если у вас очень много денег, купить картину Пикассо в технике коллажа у вас вряд ли получится.

Пабло Пикассо. Натюрморт с плетеным стулом, 1911 год - 1912 год
Натюрморт с плетеным стулом, 1911 год - 1912 год
Пабло Пикассо. Гитара, ноты и бокал, 1912 год
Гитара, ноты и бокал, 1912 год
Пабло Пикассо. Голова человека в шляпе, 1912 год
Голова человека в шляпе, 1912 год
Пабло Пикассо. Скрипка и газета, 1912 год
Скрипка и газета, 1912 год
Пабло Пикассо. Скрипка, висящая на стене, 1912 год
Скрипка, висящая на стене, 1912 год
Пабло Пикассо. Гитара, 1913 год
Гитара, 1913 год
Пабло Пикассо. Натюрморт с рекламным объявлением, 1913 год
Натюрморт с рекламным объявлением, 1913 год
Пабло Пикассо. Композиция с гроздью винограда и разрезанной грушей, 1914 год
Композиция с гроздью винограда и разрезанной грушей, 1914 год
Пабло Пикассо. Скрипка, 1915 год
Скрипка, 1915 год
Пабло Пикассо. Скрипка, 1915 год
Скрипка, 1915 год
Пабло Пикассо. Натюрморт, 1930 год
Натюрморт, 1930 год

Все работы по годам