Графика

Если говорить о графике в творчестве Пикассо, то среди 50 тысяч оставленных им произведений под это определение подпадают 18 тысяч гравюр, 149 альбомов с 4659 рисунками и 7089 отдельных рисунков. Это — самостоятельные рисунки, эскизы к картинам, работы в технике акварели и гуаши, книжные иллюстрации, растиражированные эстампы. Пикассо также создал новый вид графики — коллаж, где сочетал рисунок с аппликациями из бумаги, газет, обоев.

Пикассо был из тех трудоголиков, для которых (если это литераторы) верна известная формула — «ни дня без строчки», в случае же художника годится парафраз — «ни дня без штриха». Вечерами, когда тусклое освещение не позволяло писать красками, Пикассо брался за карандаш. Художник вообще считал себя, по собственному определению, скорее «хорошим рисовальщиком», чем живописцем. Он больше мыслил формами, нежели цветом и был уверен, что «цвет ослабляет», как он выразился по поводу полотен Матисса. Случалось Пикассо писать и монохромные картины, стирая грань между визуальным восприятием живописи и графики.

Первыми графическими произведениями Пикассо можно считать карандашные рисунки юного художника («Голуби», 1890), а затем занятия графикой продолжались параллельно с созданием живописных и скульптурных композиций, а также работ декоративно-прикладного характера. Сотрудничество с труппой дягилевского «Русского балета» вызвало к жизни многочисленные карандашные линеарные портреты: Дягилева, Бакста, Стравинского, Сати, де Фальи Дерена, а также более сложные штрихованные наброски Мясина, Кокто, Ансерме, в которых просматривается и некая карикатурность. В тот же период создаются изображения балерин в неоклассическом стиле. Но и здесь Пикассо верен себе: достаточно увеличить кисти рук — и балерина, «вся такая воздушная, к поцелуям зовущая», становится иронично обыгранной.

В 20-годы Пикассо делает иллюстрации к сборникам стихов, а еще забавляется с графическими копиями фотографий. Таков, например, слегка пародийный контурный рисунок по фотопортрету Дягилева и Зелигсбурга. В 1927 году Пикассо иллюстрирует «Неведомый шедевр» Бальзака, а чуть позже создает графические циклы, иллюстрируя «Метаморфозы» Овидия (1930) и «Лисистрату» Аристофана (1934). Античная мифология как язык, на котором можно рассказать о современности, в ХХ веке заинтересовала не только литераторов. Мифологические образы увлекли и Пикассо. В «Метаморфозах» он использует все тот же лаконичный контурный рисунок, передавая движение фигур несколькими ракурсами одновременно. Каждую композицию Пикассо заключает в рамку, проведенную от руки.

С 1930 по 1936 годы Пикассо создает так называемую «Сюиту Воллара». В ста гравюрах для коллекционера Амбруаза Воллара большинство листов (46) посвящено теме под названием «Мастерская скульптора». Роман с юной Марией Терезой Вальтер отразился в цикле, обыгрывающем историю Пигмалиона и его Галатеи (Скульптор). Вторая по количеству работ (15) тема — миф о Минотавре, человеке с головой быка, в котором угадывается персонификация самого художника (Слепой Минотавр, ведомый девочкой).

В 1937 году Пикассо создает антифашистский цикл офортов «Мечта и ложь генерала Франко», а после войны, в 1949 году широкую известность приобретает его плакат для Всемирного конгресса сторонников мира. Растиражированный, пожалуй в больших объемах, чем все репродукции картин художника, «Голубь мира» для многих является основной визитной карточкой художника. В сороковые-пятидесятые годы вместо Минотавра в литографиях появляется человек с маской быка («Танец с бандерильями»). Брутальность сменяется игрой. Игру Пикассо продолжил и в последние годы своей плодотворной жизни. Он начал развлекаться с известными произведениями искусства, создавая их многочисленные, в том числе и графические, вариации. Это и «Менины» Веласкеса, и «Завтрак на траве» Мане (в том числе в технике линогравюры), это и вариации на тему живописи Энгра.

С 50-х до 70-х годов Пикассо был очень активен. И в 80, и в 90 лет он продолжал работать. В 1968 году за семь месяцев Пикассо создает 347 гравюр - Suite 347. Ежедневно художник делал один лист (иногда больше). Экспериментируя с техникой, он пробовал травление, акватинту, сухую иглу. Сюита 347 может считаться дневником мастера, где смешались фантазия и биографические события. Это — иллюстрации из 66 гравюр к пикантному роману «Селестина» Фернандо Рохаса, обыгрывание произведений предшественников, театральные и цирковые сюжеты.

Пародируя мотивы картин Энгра «Рафаэль и Форнарина» и «Паоло и Франческа, застигнутые Джанчотто», Пикассо дает новый виток своей излюбленной теме: «художник и модель». Если у Энгра встреча влюбленных целомудренна, то у Пикассо она превращается в эротическую, порой с присутствием других действующих лиц. В графической сюите 87-летнего художника царит дерзкий карнавальный дух, но непристойность не переходит в пошлость. Ведь, как заметил Пикассо, «в конце концов, корни искусства надо искать в эротизме. В основе нет ничего, кроме любви, какой бы она ни была».

Пикассо стал мифическим Мидасом в искусстве, превращающим в золото все, к чему прикасался. Показателен случай, когда он решил заказать мебель и набросал ее эскиз для краснодеревщика. На вопрос об оплате мебельщик ответил, что достаточно будет художнику подписать свой набросок. Чем не графика от мэтра?

Пабло Пикассо. Этюд к торсу, 1892 год
Этюд к торсу, 1892 год
Пабло Пикассо. Матадор, 1897 год
Матадор, 1897 год
Пабло Пикассо. Портрет Франсуазы, 1946 год
Портрет Франсуазы, 1946 год
Пабло Пикассо. Двое, 1973 год
Двое, 1973 год
Пабло Пикассо. Правый профиль мужчины, 1892 год
Правый профиль мужчины, 1892 год
Пабло Пикассо. Три танцовщицы, 1919 год - 1920 год
Три танцовщицы, 1919 год - 1920 год
Пабло Пикассо. Бой быков и голуби, 1890 год
Бой быков и голуби, 1890 год
Пабло Пикассо. Лежащая обнаженная и сидящий Пикассо, 1902 год
Лежащая обнаженная и сидящий Пикассо, 1902 год
Пабло Пикассо. Голуби, 1890 год
Голуби, 1890 год
Пабло Пикассо. Портрет  Сильветт Давид 21, 1954 год
Портрет Сильветт Давид 21, 1954 год
Пабло Пикассо. Группа танцовщиц. Ольга Хохлова лежит на переднем плане, 1919 год - 1920 год
Группа танцовщиц. Ольга Хохлова лежит на переднем плане, 1919 год - 1920 год
Пабло Пикассо. Портрет Игоря Стравинского, 1920 год
Портрет Игоря Стравинского, 1920 год
Пабло Пикассо. Скудная трапеза, 1904 год
Скудная трапеза, 1904 год
Пабло Пикассо. Портрет Доры Маар, 1937 год
Портрет Доры Маар, 1937 год
Пабло Пикассо. Женщина из Малаги, 1891 год
Женщина из Малаги, 1891 год
Пабло Пикассо. Минотавромахия, 1935 год
Минотавромахия, 1935 год
Пабло Пикассо. Завтрак на траве, 1970 год
Завтрак на траве, 1970 год
Пабло Пикассо. Падение всадницы III, 1967 год
Падение всадницы III, 1967 год
Пабло Пикассо. Алжирские женщины, версия
Алжирские женщины, версия "B" (II), 1954 год
Пабло Пикассо. Женщина на подушке (Жаклин), 1969 год
Женщина на подушке (Жаклин), 1969 год
Пабло Пикассо. Трое стоящих обнаженных, 1970 год
Трое стоящих обнаженных, 1970 год
Пабло Пикассо. Череп козы, бутылка и свеча, 1945 год
Череп козы, бутылка и свеча, 1945 год
Пабло Пикассо. Лежащая обнаженная, 1962 год
Лежащая обнаженная, 1962 год
Пабло Пикассо. Портрет  Сильветт Давид 27, 1954 год
Портрет Сильветт Давид 27, 1954 год
Пабло Пикассо. Портрет  Сильветт Давид 20, 1954 год
Портрет Сильветт Давид 20, 1954 год
Пабло Пикассо. Портрет  Сильветты Давид 22, 1954 год
Портрет Сильветты Давид 22, 1954 год
Пабло Пикассо. Человек с корзиной, 1920 год
Человек с корзиной, 1920 год
Пабло Пикассо. Голова женщины (Франсуаза), 1946 год
Голова женщины (Франсуаза), 1946 год
Пабло Пикассо. Голова женщины, 1936 год
Голова женщины, 1936 год
Пабло Пикассо. Профили, 1970 год
Профили, 1970 год
Пабло Пикассо. Представление лошади [Обнаженная, лошадь и персонажи], 1967 год
Представление лошади [Обнаженная, лошадь и персонажи], 1967 год
Пабло Пикассо. Обнаженная женщина, 1967 год
Обнаженная женщина, 1967 год
Пабло Пикассо. Портрет Доры Маар в колье, 1937 год
Портрет Доры Маар в колье, 1937 год
Пабло Пикассо. Стоящая обнаженная, 1923 год
Стоящая обнаженная, 1923 год
Пабло Пикассо. Портрет  Фернанды, 1906 год
Портрет Фернанды, 1906 год
Пабло Пикассо. Голова женщины, 1946 год
Голова женщины, 1946 год
Пабло Пикассо. Семья бродячих акробатов, 1905 год
Семья бродячих акробатов, 1905 год
Пабло Пикассо. Бюст женщины в косынке, 1939 год
Бюст женщины в косынке, 1939 год
Пабло Пикассо. Женщина в шляпе сидящая в кресле, 1920 год
Женщина в шляпе сидящая в кресле, 1920 год
Пабло Пикассо. Жаклин, правый профиль III, 1958 год
Жаклин, правый профиль III, 1958 год
Пабло Пикассо. Майя, 1943 год
Майя, 1943 год
Пабло Пикассо. Голова женщины: Мадлен, 1905 год
Голова женщины: Мадлен, 1905 год
Пабло Пикассо. Голова мушкетера 3, 1969 год
Голова мушкетера 3, 1969 год
Пабло Пикассо. Возвращение воина, 1967 год
Возвращение воина, 1967 год
Пабло Пикассо. Обнаженные мальчик и девочка, 1906 год
Обнаженные мальчик и девочка, 1906 год
Пабло Пикассо. Двое с книгой (чтение), 1970 год
Двое с книгой (чтение), 1970 год
Пабло Пикассо. Портрет Амбруаза Воллара, 1910 год
Портрет Амбруаза Воллара, 1910 год
Пабло Пикассо. Портрет Франсуазы, 1947 год
Портрет Франсуазы, 1947 год
Пабло Пикассо. Плачущая женщина в платке, 1937 год
Плачущая женщина в платке, 1937 год
Пабло Пикассо. Давид и Вирсавия I, 1949 год
Давид и Вирсавия I, 1949 год

Все работы по годам