"Африканский" период

Первой работой, повернувшей кисти Пикассо в сторону новой фигуративности, стал портрет Гертруды Стайн 1906 года. Переписав его около 80 раз, художник отчаялся воплотить писательницу в классической стилистике. Художник явно созрел для нового творческого периода, и следование за натурой перестало его интересовать. Это полотно можно считать первым шагом в направлении деформации формы.

В 1907 году Пикассо впервые столкнулся с архаичным африканским искусством на этнографической выставке в музее Трокадеро. Примитивные идолы, статуэтки и маски, где обобщенная форма освобождалась от мельтешения деталей, воплощали в себе могучие силы природы, от которой первобытный человек не дистанцировал себя. Идеология Пикассо, неизменно ставившего искусство превыше всего, совпала с мощным посылом, заложенным в этих образах: для древних людей искусство служило не декорированию быта, оно было колдовством, приручавшим непонятных и враждебных духов, контролировавших полную опасности земную жизнь.

Пикассо пошел по пути, подсказанному ему интуицией дикарей. Он стал точно так же монументализировать и упрощать форму, делая своих героев подобиями деревянных или каменных истуканов. Лица персонажей превратились в ритуальные маски. Грубая штриховка на живописных плоскостях, воспроизводившая насечки на африканской скульптуре, - еще одно заимствование из арсенала древних мастеров. А основное, что почерпнул Пикассо у африканских «заклинателей духов» - это слияние персонажей с пространством, ведь первобытный человек не отделял себя от природы. Фон на полотнах Пикассо выглядит столь же осязаемым, как и фигуры. Полотна африканского периода производят впечатление неуклюжих барельефов, грубо вытесанных из природных материалов.

Знаменитые «Авиньонские девицы» 1907 года – яркий образец африканского стиля. Композиция неоднократно перекраивалась (над картиной художник работал около года) и женщины, в конце концов, превратились в грубые статуэтки с варварски деформированными лицами африканских божков, что особенно заметно в двух фигурах справа. Любовь к изображению красоты женского тела, присущая художникам предыдущих эпох, сменилась радикальным искажением архитектуры телесной оболочки. Деформация фигур и схематизация лиц, которые сочли актом женоненавистничества, вызвали резкое отторжение у первых зрителей картины.

В следующих работах африканского периода Пикассо экспериментирует с найденным методом. Он стремится на двухмерной плоскости холста создать иллюзию трехмерного пространства, населенного деформированными существами. Вторая половина 1907 года - это рождение вереницы искаженных персонажей, где в роли лиц – более или менее жутковатые африканские маски: «Три фигуры под деревом», «Танец с покрывалами», «Дриада», «Три женщины», «Голова женщины», «Купание», «Автопортрет», «Голова мужчины», «Фермерша».

Благодаря купцу и меценату С.И. Щукину, собравшему лучшую в Европе коллекцию французской живописи ХХ века, уже в 1914 году 51 картина Пикассо оказалась в России, в том числе «Дружба» и «Танец с покрывалами». Не всегда понимая новые направления авангардистских поисков Пикассо, Щукин мудро замечал: «…наверное, прав он, а не я…»

Пабло Пикассо. Портрет Гертруды Стайн, 1906 год
Портрет Гертруды Стайн, 1906 год
Пабло Пикассо. Авиньонские девицы, 1907 год
Авиньонские девицы, 1907 год
Пабло Пикассо. Автопортрет, 1907 год
Автопортрет, 1907 год
Пабло Пикассо. Обнаженная женщина (погрудное изображение), 1907 год
Обнаженная женщина (погрудное изображение), 1907 год
Пабло Пикассо. Танец с покрывалами, 1907 год
Танец с покрывалами, 1907 год
Пабло Пикассо. Голова женщины, 1907 год
Голова женщины, 1907 год
Пабло Пикассо. Голова мужчины, 1907 год
Голова мужчины, 1907 год
Пабло Пикассо. Бюст женщины3, 1907 год
Бюст женщины3, 1907 год
Пабло Пикассо. Бюст моряка, 1907 год
Бюст моряка, 1907 год
Пабло Пикассо. Сидящая женщина, 1908 год
Сидящая женщина, 1908 год
Пабло Пикассо. Дружба, 1908 год
Дружба, 1908 год
Пабло Пикассо. Фермерша, 1908 год
Фермерша, 1908 год
Пабло Пикассо. Фермерша, 1908 год
Фермерша, 1908 год
Пабло Пикассо. Дриада, 1908 год
Дриада, 1908 год
Пабло Пикассо. Три женщины, 1908 год
Три женщины, 1908 год
Пабло Пикассо. Женщина с веером, 1908 год
Женщина с веером, 1908 год
Пабло Пикассо. Бюст облокотившейся женщины, 1908 год
Бюст облокотившейся женщины, 1908 год


Все работы "африканского" периода по годам