ФСС

"Голубой" период

"Голубой период", пожалуй, первый этап в творчестве Пикассо, применительно к которому можно говорить об индивидуальности мастера, несмотря на все еще звучащие ноты влияний. Первый творческий взлет был спровоцирован долгой депрессией: в феврале 1901 г. в Мадриде Пикассо узнал о смерти своего близкого друга Карлоса Касагемаса. 5 мая 1901 г. художник второй раз в своей жизни приехал в Париж, где все напоминало о Касагемасе, с которым он совсем недавно открывал для себя французскую столицу. Пабло поселился в комнате, где провел свои последние дни Карлос, завел роман с Жермен, из-за которой друг покончил с собой, общался с тем же кругом людей. Можно представить, в какой сложный узел сплелись для него горечь потери, чувство вины, ощущение близости смерти... Все это во многом послужило тем "сором", из которого вырос "голубой период". Позже Пикассо говорил: "Я погрузился в синий цвет, когда понял, что Касагемас мертв".

Однако в июне 1901 г. на первой парижской выставке Пикассо, открытой Волларом, еще нет никакой "голубой" специфики: 64 представленные работы яркие, чувственные, в них ощутимо влияние импрессионистов. В свои права "голубой период" вступал постепенно: в работах появились достаточно жесткие контуры фигур, мастер перестал стремиться к "трехмерности" изображений, стал уходить от классической перспективы. Постепенно его палитра становится все менее разнообразной, все сильнее звучат акценты синего. Началом собственно "голубого периода" считается созданный в том же 1901 году "Портрет Хайме Сабартеса". Сам Сабартес сказал об этой работе: "Разглядывая себя самого на полотне, я понял, что именно вдохновило моего друга, - это был весь спектр моего одиночества, увиденный извне".

Ключевыми словами для этого периода творчества Пикассо действительно являются "одиночество", "боль", "страх", "вина", примером тому может служить "Автопортрет" мастера, созданный за несколько дней до отъезда в Барселону. В январе 1902 г. он вернется в Испанию, но не сможет остаться - слишком уж тесен для него испанский круг, слишком манит его Париж, снова отправится во Францию и проведет там несколько отчаянных месяцев. Работы не продавались, жилось очень тяжело.

Ему пришлось вновь вернуться в Барселону и последний раз задержаться больше чем на год. Столица Каталонии встретила Пикассо высоким напряжением, со всех сторон окружала нищета и несправедливость. Социальное брожение, охватившее на рубеже веков Европу, захватило и Испанию. Вероятно, это также сказалось на мыслях и настроениях художника, который работал на родине чрезвычайно много и плодотворно. Здесь созданы такие шедевры "голубого периода", как "Свидание (Две сестры)", "Трагедия", "Старый еврей с мальчиком". Образ Касагемаса еще раз возникает в картине "Жизнь": она была написана поверх работы "Последние мгновения", экспонировавшейся на Всемирной выставке 1900 года в Париже и ставшей поводом для первой поездки Пикассо и Касагемаса в столицу Франции. В периоды безденежья художник не раз писал поверх картин, но в данном, случае, возможно это "варварство" имело и некое символическое значение - как знак прощания со старым искусством и с Карлосом, тоже навсегда оставшимся в прошлом.

Весной 1904 года появилась возможность снова уехать в Париж и Пикассо не медлил. Именно в Париже ждали его новые ощущения, новые люди, интересы и новый период - "розовый", который начинается с осени 1904 года.

Пабло Пикассо. Любительница абсента, 1901 год
Любительница абсента, 1901 год
Пабло Пикассо. Склонившийся Арлекин, 1901 год
Склонившийся Арлекин, 1901 год
Пабло Пикассо. Женщина с шиньоном, 1901 год
Женщина с шиньоном, 1901 год
Пабло Пикассо. Смерть Касагемаса, 1901 год
Смерть Касагемаса, 1901 год
Пабло Пикассо. Автопортрет в голубой период, 1901 год
Автопортрет в голубой период, 1901 год
Пабло Пикассо. Портрет торговца картинами Педро Манача, 1901 год
Портрет торговца картинами Педро Манача, 1901 год
Пабло Пикассо. Любительница абсента, 1901 год
Любительница абсента, 1901 год
Пабло Пикассо. Женщина в голубой шляпе, 1901 год
Женщина в голубой шляпе, 1901 год
Пабло Пикассо. Женщина с сигаретой, 1901 год
Женщина с сигаретой, 1901 год
Пабло Пикассо. Гурман, 1901 год
Гурман, 1901 год
Пабло Пикассо. Абсент, 1901 год
Абсент, 1901 год
Пабло Пикассо. Портрет Хайме Сабартеса, 1901 год
Портрет Хайме Сабартеса, 1901 год
Пабло Пикассо. Свидание (Две сестры), 1902 год
Свидание (Две сестры), 1902 год
Пабло Пикассо. Голова женщины, 1902 год - 1903 год
Голова женщины, 1902 год - 1903 год
Пабло Пикассо. Пьяная уставшая женщина, 1902 год
Пьяная уставшая женщина, 1902 год
Пабло Пикассо. Старый гитарист, 1903 год
Старый гитарист, 1903 год
Пабло Пикассо. Завтрак слепого, 1903 год
Завтрак слепого, 1903 год
Пабло Пикассо. Жизнь, 1903 год
Жизнь, 1903 год
Пабло Пикассо. Трагедия, 1903 год
Трагедия, 1903 год
Пабло Пикассо. Портрет Солера, 1903 год
Портрет Солера, 1903 год
Пабло Пикассо. Старый еврей с мальчиком, 1903 год
Старый еврей с мальчиком, 1903 год
Пабло Пикассо. Аскет, 1903 год
Аскет, 1903 год
Пабло Пикассо. Женщина с вороной, 1904 год
Женщина с вороной, 1904 год
Пабло Пикассо. Каталонский скульптор Маноло (Мануэль Хуго), 1904 год
Каталонский скульптор Маноло (Мануэль Хуго), 1904 год
Пабло Пикассо. Гладильщица, 1904 год
Гладильщица, 1904 год
Пабло Пикассо. Селестина, 1904 год
Селестина, 1904 год


Все работы "голубого" периода по годам