"Классический" период

1910-е годы оказались для Пикассо достаточно сложными. В 1911-м всплыла история с покупкой и хранением украденных из Лувра статуэток, которая продемонстрировала Пикассо ограниченность его собственных моральных, человеческих сил: он оказался и неспособным впрямую сопротивляться нажиму власти, и сохранять преданность дружбе (на первом допросе он пытался отречься даже от самого факта знакомства с Апполинером, "благодаря" которому он оказался вовлеченным в этот неприятный инцидент). В 1914 году началась Первая мировая война и выяснилось, что Пикассо не готов сражаться за Францию, ставшую его второй родиной. Это тоже развело его со многими друзьями. В 1915 году умерла Марсель Умбер.

Наверное, именно в этот период Пикассо по-настоящему разобрался в себе (и его открытия не всегда оказались приятными) и осознал, что его по большому счету интересует лишь живопись, только ей он готов приносить жертвы, только ей служить: "Искусство никогда не надоедает мне, и я не мог бы жить, не отдавая ему все свое время. Я люблю его как единственную цель своей жизни".

Кубизм постепенно становился для Пикассо уже внутренне пережитым опытом, раскрепостившим его кисть. Позже он говорил: "Если задуматься, я, наверное, художник без стиля. "Стиль" нередко лишь сковывает художника, навязывает ему одну точку зрения на вещи, одни и те же приемы, одни и те же формулы, и так год за годом, иногда на всю жизнь". Это, конечно же, не был случай Пикассо, отчаянного смельчака в искусстве.

На возвращение к живописи более читаемой, фигуративной повлияла как логика художнического развития Пикассо, так и внешние факторы: отношения с балетной труппой Сергея Дягилева, поездка в Рим, где всё буквально перенасыщено античностью с ее интересом к плоти, человеческому телу, всё монументально и материально. Ольга Хохлова, русская балерина, ставшая вскоре женой Пикассо и матерью его первого сына, тоже хотела узнавать себя в собственных портретах. Желание любимой женщины, конечно, никак не повлияло бы на мастера, если бы не совпало с его внутренним настроем. Но в конце 1910-х годов все эти обстоятельства сошлись воедино и определили новый этап в творчестве художника. При этом Пикассо, создавая вполне реалистичные, казалось бы, картины, продолжает свои опыты. Так, знаменитый "Портрет Ольги в кресле" 1917 года тоже в некотором роде экспериментальный: Пикассо весьма активно интересовался фотографией и типичными для нее уплощением форм и искажением пространства, и это нашло свое отражение в подобных работах.

К этому периоду также относятся и замечательные шаржированные графические портреты деятелей круга Дягилева, например, "Портрет Игоря Стравинского".

Витавший в воздухе 1920-30-х гг. интерес, с одной стороны, к монументальному в искусстве, с другой - к "новой вещественности", в творчестве Пикассо воплотился, к примеру, в "Женщинах, бегущих по пляжу" 1922 г. Здесь он и отдает дань этим тенденциям, и одновременно подвергает их осмеянию.

Пабло Пикассо. Портрет Ольги в кресле, 1917 год
Портрет Ольги в кресле, 1917 год
Пабло Пикассо. Эскиз постановки для балета
Эскиз постановки для балета "Парад", 1917 год
Пабло Пикассо. Арлекин с гитарой, 1917 год
Арлекин с гитарой, 1917 год
Пабло Пикассо. Ольга Хохлова, 1917 год
Ольга Хохлова, 1917 год
Пабло Пикассо. Голова Пьеро, 1917 год
Голова Пьеро, 1917 год
Пабло Пикассо. Женщина 1, 1917 год
Женщина 1, 1917 год
Пабло Пикассо. Парад. Проект костюма акробата, 1917 год
Парад. Проект костюма акробата, 1917 год
Пабло Пикассо. Пьеро, 1918 год
Пьеро, 1918 год
Пабло Пикассо. Купальщицы, 1918 год
Купальщицы, 1918 год
Пабло Пикассо. Портрет Ольги Хохловой, 1918 год
Портрет Ольги Хохловой, 1918 год
Пабло Пикассо. Арлекин, 1918 год
Арлекин, 1918 год
Пабло Пикассо. Натюрморт с кувшином и яблоками, 1919 год
Натюрморт с кувшином и яблоками, 1919 год
Пабло Пикассо. Спящие крестьяне, 1919 год
Спящие крестьяне, 1919 год
Пабло Пикассо. Тореро. Этюд для
Тореро. Этюд для "Ле Трикорне", 1919 год
Пабло Пикассо. Три танцовщицы, 1919 год - 1920 год
Три танцовщицы, 1919 год - 1920 год
Пабло Пикассо. Портрет Игоря Стравинского, 1920 год
Портрет Игоря Стравинского, 1920 год
Пабло Пикассо. Сидящая женщина3, 1920 год
Сидящая женщина3, 1920 год
Пабло Пикассо. Женщина в голубой шляпе с цветами, 1921 год
Женщина в голубой шляпе с цветами, 1921 год
Пабло Пикассо. Мать и ребенок, 1921 год
Мать и ребенок, 1921 год
Пабло Пикассо. Два купальщика 1, 1921 год
Два купальщика 1, 1921 год
Пабло Пикассо. Женщины, бегущие по пляжу, 1922 год
Женщины, бегущие по пляжу, 1922 год
Пабло Пикассо. Деревенский танец, 1922 год - 1923 год
Деревенский танец, 1922 год - 1923 год
Пабло Пикассо. Детский портрет Поля Пикассо, 1923 год
Детский портрет Поля Пикассо, 1923 год
Пабло Пикассо. Любовники, 1923 год
Любовники, 1923 год
Пабло Пикассо. Свирель Пана, 1923 год
Свирель Пана, 1923 год
Пабло Пикассо. Мать Пикассо, 1923 год
Мать Пикассо, 1923 год
Пабло Пикассо. Поль в костюме Пьеро, 1925 год
Поль в костюме Пьеро, 1925 год
Пабло Пикассо. Три грации, 1925 год
Три грации, 1925 год


Все работы "классического" периода по годам

Челябинск центр реабилитации Реабилитационный центр "Время жить! " помогает тем людям, которые оказались в сложной ситуации. Наши пациенты - люди, страдающие наркотической, алкогольной, игровой зависимостью. В центре, окруженном прекрасной уральской природой, есть все, чтобы можно было сосредоточиться на избавлении от зависимости.