Кубизм

До кубизма в европейском искусстве одной из основных всегда оставалась проблема жизнеподобия. Несколько веков искусство эволюционировало, не беря эту задачу под сомнение. Даже импрессионисты, открывшие в истории живописи новую главу, посвященную свету, фиксации мимолетного впечатления, тоже решали вопрос: как запечатлеть на холсте этот мир.

Стимулом к развитию нового языка искусства, пожалуй, стал вопрос: зачем рисовать? К началу XX в. основам "правильного" рисования можно было научить практически любого. Активно развивалась фотография, и стало понятно, что изображения фиксационного, технического плана станут ее вотчиной. Перед художниками встал вопрос: как искусству остаться живым и актуальным в мире, где изобразительные образы становятся все доступнее и все легче тиражируются? Ответ Пикассо чрезвычайно прост: в арсенале живописи есть только ее собственные специфические средства - плоскость холста, линия, цвет, свет, и их совершенно не обязательно ставить на службу природе. Внешний мир лишь дает толчок для выражения индивидуальности творца. Отказ от правдоподобной имитации предметного мира открывал перед художниками невероятно широкие возможности. Шел этот процесс по нескольким направлениям. В области "освобождения" цвета лидировал, пожалуй, Матисс, а Брак и Пикассо - основатели кубизма - больше интересовались формой.

Изначально Пикассо под влиянием отчасти иберийского и африканского искусства, отчасти идей Сезанна стал огрублять и упрощать очертания фигур и предметов (это период раннего кубизма, 1906/07-1909 гг.). Примером могут послужить произведения 1908 г. Фигуры в "Фермерше", "Дриаде", "Трех женщинах" и "Дружбе" легко вычленяются в контексте полотна, но при этом сведены к определенной комбинации переданных цветом объемов. Сезанн говорил: "Все природные формы можно свести к сферам, конусам и цилиндрам. Начиная с этих простых основных элементов, можно сделать, что угодно". Вполне "сезанновской" в этом смысле является работа "Две обнаженные фигуры", где человеческие тела уподоблены формам окружающего мира, практически слились с ним. Сезанн говорил: "Следует не воспроизводить натуру, а представлять ее, но какими изобразительными средствами? Посредством формирующих цветовых эквивалентов". Пикассо ему вторит: "Кубизм никогда не был чем-то иным, кроме живописи ради самой живописи, в которой исключаются все понятия несущественной действительности. Цвет играет роль только постольку, поскольку он помогает изображать объемы".

Во многих натюрмортах 1909 года видны игры с точкой зрения на предметы: например, в полотне "Хлеб и ваза с фруктами на столе" на вазу и фрукты взгляд направлен сверху, а на перевернутую чашку - сбоку и чуть снизу, ведь мы не видим ее дна. Все более свободно мастер манипулирует средствами изобразительности, теперь он действительно волен делать с ними "все, что угодно".

Начинается период "аналитического" кубизма (1909/10-1912). Эту манеру можно рассмотреть на портрете Амбруаза Воллара, над которым Пикассо работал в 1910 году Лицу маршана придан естественный цвет, поэтому оно легко выделяется из смешения граней, отрывочных форм, линий (в портрете Даниэля Анри Канвейлера лицо цветом почти не подчеркнуто, и работа кажется более формальной и холодной). Цвет в произведениях этого периода лишь подчеркивает объемы и позволяет выявлять пластическую суть объекта изображения. О разложении формы цельного предмета на мелкие разнородные детали Пикассо говорил так: "Зритель видит картину только по частям; всегда лишь фрагмент за раз: например, голову, но не тело, если это портрет; или глаз, но не нос или рот. Следовательно, все всегда правильно".

В произведениях синтетического кубизма, датирующихся 1912-1914 годами зачастую использовалась техника коллажа, они включали в себя дотоле "посторонние" искусству элементы (газеты, ткани, крупинки песка, земли) и превратились в некие арт-объекты, составляющие которых лишь обозначали подобия, соответствия, давали смотрящему на картину определенные ориентиры, но не показывали предмет в его "данности" (в качестве примера можно привести работы "Гитара" 1913 года и "Композиция с гроздью винограда и разрезанной грушей" 1914 года).

Тем не менее все большее разложение и искажение форм (особенно периода аналитического кубизма) привели к тому, что зрители стали воспринимать кубистические работы как абстрактные, а это Пикассо никак не устраивало. Для него было важно, чтобы зритель, во-первых, эмоционально реагировал на полотно, во-вторых - улавливал авторский посыл, заложенный в произведении, и - желательно - подчинялся ему. С чистой же абстракцией это далеко не всегда возможно. Таким образом кубизм, открывший массу новых возможностей для изобразительного искусства, постепенно перестал интересовать мастера, создавшего его.

Пабло Пикассо. Зелёная миска и чёрная бутылка, 1908 год
Зелёная миска и чёрная бутылка, 1908 год
Пабло Пикассо. Горшок, бокал и книга, 1908 год
Горшок, бокал и книга, 1908 год
Пабло Пикассо. Бидон и миски, 1908 год
Бидон и миски, 1908 год
Пабло Пикассо. Цветы в сером кувшине и бокал с ложкой, 1908 год
Цветы в сером кувшине и бокал с ложкой, 1908 год
Пабло Пикассо. Две обнажённые фигуры, 1908 год
Две обнажённые фигуры, 1908 год
Пабло Пикассо. Купание, 1908 год
Купание, 1908 год
Пабло Пикассо. Букет цветов в сером кувшине, 1908 год
Букет цветов в сером кувшине, 1908 год
Пабло Пикассо. Портрет Фернарды Оливье, 1909 год
Портрет Фернарды Оливье, 1909 год
Пабло Пикассо. Хлеб и ваза с фруктами на столе, 1909 год
Хлеб и ваза с фруктами на столе, 1909 год
Пабло Пикассо. Женщина с мандолиной, 1909 год
Женщина с мандолиной, 1909 год
Пабло Пикассо. Мужчина со скрещенными руками, 1909 год
Мужчина со скрещенными руками, 1909 год
Пабло Пикассо. Женщина с веером, 1909 год
Женщина с веером, 1909 год
Пабло Пикассо. Ваза, фрукты и бокал, 1909 год
Ваза, фрукты и бокал, 1909 год
Пабло Пикассо. Молодая дама, 1909 год
Молодая дама, 1909 год
Пабло Пикассо. Кирпичный завод в Тортосе, 1909 год
Кирпичный завод в Тортосе, 1909 год
Пабло Пикассо. Голова женщины (Фернанда), 1909 год
Голова женщины (Фернанда), 1909 год
Пабло Пикассо. Портрет Амбруаза Воллара, 1910 год
Портрет Амбруаза Воллара, 1910 год
Пабло Пикассо. Обнаженная, 1910 год
Обнаженная, 1910 год
Пабло Пикассо. Портрет Даниэля Анри Канвейлера, 1910 год
Портрет Даниэля Анри Канвейлера, 1910 год
Пабло Пикассо. Натюрморт с плетеным стулом, 1911 год - 1912 год
Натюрморт с плетеным стулом, 1911 год - 1912 год
Пабло Пикассо. Скрипка, 1912 год
Скрипка, 1912 год
Пабло Пикассо. Обнажённая, Я люблю Еву, 1912 год
Обнажённая, Я люблю Еву, 1912 год
Пабло Пикассо. Ресторан: Индейка с трюфелями и вином, 1912 год
Ресторан: Индейка с трюфелями и вином, 1912 год
Пабло Пикассо. Бутылка перно (столик в кафе), 1912 год
Бутылка перно (столик в кафе), 1912 год
Пабло Пикассо. Музыкальные инструменты, 1912 год
Музыкальные инструменты, 1912 год
Пабло Пикассо. Харчевня (Ветчина), 1912 год
Харчевня (Ветчина), 1912 год
Пабло Пикассо. Скрипка и гитара, 1913 год
Скрипка и гитара, 1913 год
Пабло Пикассо. Кларнет и скрипка, 1913 год
Кларнет и скрипка, 1913 год
Пабло Пикассо. Гитара, 1913 год
Гитара, 1913 год
Пабло Пикассо. Картёжник, 1913 год - 1914 год
Картёжник, 1913 год - 1914 год
Пабло Пикассо. Композиция.  Ваза фруктов и разрезанная груша, 1913 год - 1914 год
Композиция. Ваза фруктов и разрезанная груша, 1913 год - 1914 год
Пабло Пикассо. Композиция с гроздью винограда и разрезанной грушей, 1914 год
Композиция с гроздью винограда и разрезанной грушей, 1914 год
Пабло Пикассо. Арлекин, 1915 год
Арлекин, 1915 год
Пабло Пикассо. Полишенель с гитарой перед занавесом, 1919 год
Полишенель с гитарой перед занавесом, 1919 год
Пабло Пикассо. Три музыканта или музыканты в масках, 1921 год
Три музыканта или музыканты в масках, 1921 год
Пабло Пикассо. Три музыканта, 1921 год
Три музыканта, 1921 год
Пабло Пикассо. Натюрморт с гитарой, 1921 год
Натюрморт с гитарой, 1921 год


Все кубистические работы по годам