фланцы отводы тройники переходы

Творческие периоды

Ранние работы

Профаны частенько мечут в сторону художников-авангардистов реплики, что, мол, рисовать не умеют, вот и изображают кубики и квадратики. Пикассо может служить иллюстрацией ложности и примитивности подобного утверждения. С юных лет он умел отразить на бумаге натуру с максимальным сходством с оригиналом. Талант, удачно попавший с рождения в творческую среду (отец самой яркой фигуры в живописи ХХ века был учителем рисования и декоратором), развился молниеносно. Мальчик начал рисовать едва ли не раньше, чем говорить... читать и смотреть еще

Пабло Пикассо. Портрет матери художника, 1896 год
Портрет матери художника, 1896 год
Пабло Пикассо. Первое причастие, 1896 год
Первое причастие, 1896 год
Пабло Пикассо. Пикадор, 1889 год
Пикадор, 1889 год
Пабло Пикассо. Автопортрет, 1896 год
Автопортрет, 1896 год
Пабло Пикассо. Знание и милосердие, 1897 год
Знание и милосердие, 1897 год

"Голубой" период

"Голубой период", пожалуй, первый этап в творчестве Пикассо, применительно к которому можно говорить об индивидуальности мастера, несмотря на все еще звучащие ноты влияний. Первый творческий взлет был спровоцирован долгой депрессией: в феврале 1901 г. в Мадриде Пикассо узнал о смерти своего близкого друга Карлоса Касагемаса. 5 мая 1901 г. художник второй раз в своей жизни приехал в Париж, где все напоминало о Касагемасе, с которым он совсем недавно открывал для себя французскую столицу. Пабло поселился в комнате, где провел свои последние дни Карлос, завел роман с Жермен, из-за которой друг покончил с собой, общался с тем же кругом людей. Можно представить, в какой сложный узел сплелись для него горечь потери, чувство вины, ощущение близости смерти... Все это во многом послужило тем "сором", из которого вырос "голубой период". Позже Пикассо говорил: "Я погрузился в синий цвет, когда понял, что Касагемас мертв"... читать и смотреть еще

Пабло Пикассо. Любительница абсента, 1901 год
Любительница абсента, 1901 год
Пабло Пикассо. Жизнь, 1903 год
Жизнь, 1903 год
Пабло Пикассо. Свидание (Две сестры), 1902 год
Свидание (Две сестры), 1902 год
Пабло Пикассо. Старый еврей с мальчиком, 1903 год
Старый еврей с мальчиком, 1903 год
Пабло Пикассо. Завтрак слепого, 1903 год
Завтрак слепого, 1903 год

"Розовый" период

«Розовый период» был относительно недолгим (с осени 1904 года до конца 1906-го) и не вполне однородным. Однако большое количество картин отмечено светлым колоритом, появлением жемчужно-серых, охристых и розово-красных тонов; появляются и становятся доминирующими новые темы – актеры, акробаты, атлеты. Цирк Медрано, располагавшийся у подножия Монмартрского холма, безусловно, давал массу материала для художника. Театральность во многих ее проявлениях (костюмы, акцентированные жесты), разнообразие типов людей, прекрасных и безобразных, юных и взрослых, будто вернули художника в мир несколько преображенных, но реальных форм, объемов, пространств; образы вновь наполнились жизнью в противоположность персонажам «голубого периода»... читать и смотреть еще

Пабло Пикассо. Девочка на шаре, 1905 год
Девочка на шаре, 1905 год
Пабло Пикассо. Мальчик, ведущий лошадь, 1906 год
Мальчик, ведущий лошадь, 1906 год
Пабло Пикассо. Акробат и молодой Арлекин, 1905 год
Акробат и молодой Арлекин, 1905 год
Пабло Пикассо. Семейство комедиантов, 1905 год
Семейство комедиантов, 1905 год
Пабло Пикассо. Девочка с козлом, 1906 год
Девочка с козлом, 1906 год

"Африканский" период

Первой работой, повернувшей кисти Пикассо в сторону новой фигуративности, стал портрет Гертруды Стайн 1906 года. Переписав его около 80 раз, художник отчаялся воплотить писательницу в классической стилистике. Художник явно созрел для нового творческого периода, и следование за натурой перестало его интересовать. Это полотно можно считать первым шагом в направлении деформации формы.

В 1907 году Пикассо впервые столкнулся с архаичным африканским искусством на этнографической выставке в музее Трокадеро. Примитивные идолы, статуэтки и маски, где обобщенная форма освобождалась от мельтешения деталей, воплощали в себе могучие силы природы, от которой первобытный человек не дистанцировал себя. Идеология Пикассо, неизменно ставившего искусство превыше всего, совпала с мощным посылом, заложенным в этих образах: для древних людей искусство служило не декорированию быта, оно было колдовством, приручавшим непонятных и враждебных духов, контролировавших полную опасности земную жизнь... читать и смотреть еще

Пабло Пикассо. Авиньонские девицы, 1907 год
Авиньонские девицы, 1907 год
Пабло Пикассо. Портрет Гертруды Стайн, 1906 год
Портрет Гертруды Стайн, 1906 год
Пабло Пикассо. Три женщины, 1908 год
Три женщины, 1908 год
Пабло Пикассо. Дружба, 1908 год
Дружба, 1908 год
Пабло Пикассо. Сидящая женщина, 1908 год
Сидящая женщина, 1908 год

Кубизм

До кубизма в европейском искусстве одной из основных всегда оставалась проблема жизнеподобия. Несколько веков искусство эволюционировало, не беря эту задачу под сомнение. Даже импрессионисты, открывшие в истории живописи новую главу, посвященную свету, фиксации мимолетного впечатления, тоже решали вопрос: как запечатлеть на холсте этот мир.

Стимулом к развитию нового языка искусства, пожалуй, стал вопрос: зачем рисовать? К началу XX в. основам "правильного" рисования можно было научить практически любого. Активно развивалась фотография, и стало понятно, что изображения фиксационного, технического плана станут ее вотчиной. Перед художниками встал вопрос: как искусству остаться живым и актуальным в мире, где изобразительные образы становятся все доступнее и все легче тиражируются? Ответ Пикассо чрезвычайно прост: в арсенале живописи есть только ее собственные специфические средства - плоскость холста, линия, цвет, свет, и их совершенно не обязательно ставить на службу природе. Внешний мир лишь дает толчок для выражения индивидуальности творца. Отказ от правдоподобной имитации предметного мира открывал перед художниками невероятно широкие возможности. Шел этот процесс по нескольким направлениям. В области "освобождения" цвета лидировал, пожалуй, Матисс, а Брак и Пикассо - основатели кубизма - больше интересовались формой... читать и смотреть еще

Пабло Пикассо. Портрет Амбруаза Воллара, 1910 год
Портрет Амбруаза Воллара, 1910 год
Пабло Пикассо. Обнажённая, Я люблю Еву, 1912 год
Обнажённая, Я люблю Еву, 1912 год
Пабло Пикассо. Женщина с веером, 1909 год
Женщина с веером, 1909 год
Пабло Пикассо. Скрипка и гитара, 1913 год
Скрипка и гитара, 1913 год
Пабло Пикассо. Портрет Фернарды Оливье, 1909 год
Портрет Фернарды Оливье, 1909 год

"Классический" период

1910-е годы оказались для Пикассо достаточно сложными. В 1911-м всплыла история с покупкой и хранением украденных из Лувра статуэток, которая продемонстрировала Пикассо ограниченность его собственных моральных, человеческих сил: он оказался и неспособным впрямую сопротивляться нажиму власти, и сохранять преданность дружбе (на первом допросе он пытался отречься даже от самого факта знакомства с Апполинером, "благодаря" которому он оказался вовлеченным в этот неприятный инцидент). В 1914 году началась Первая мировая война и выяснилось, что Пикассо не готов сражаться за Францию, ставшую его второй родиной. Это тоже развело его со многими друзьями. В 1915 году умерла Марсель Умбер... читать и смотреть еще

Пабло Пикассо. Портрет Ольги в кресле, 1917 год
Портрет Ольги в кресле, 1917 год
Пабло Пикассо. Женщины, бегущие по пляжу, 1922 год
Женщины, бегущие по пляжу, 1922 год
Пабло Пикассо. Купальщицы, 1918 год
Купальщицы, 1918 год
Пабло Пикассо. Детский портрет Поля Пикассо, 1923 год
Детский портрет Поля Пикассо, 1923 год
Пабло Пикассо. Три танцовщицы, 1919 год - 1920 год
Три танцовщицы, 1919 год - 1920 год

Сюрреализм

Расчленение творчества на периоды — стандартный способ втиснуть искусство в рамки и разложить по полочкам. В случае с Пабло Пикассо, художником без стиля или, что вернее, художником множества стилей, такой подход условен, но традиционно применяется. Период близости Пикассо к сюрреализму хронологически вписывается в рамки 1925 – 1932 годов. Как правило, над каждым стилистическим этапом в творчестве художника властвовала определенная Муза. Пребывая в браке с экс балериной Ольгой Хохловой, жаждавшей «узнавать себя на полотнах», Пикассо от изобретенного им вместе с Жоржем Браком кубизма обратился к неоклассицизму.

Когда же в жизнь художника вошла юная блондинка Мария Тереза Вальтер, случился поворот живописца в сторону сюрреализма. Подготовлен он был и общением с набиравшими тогда силу сюрреалистами. Два фактора: «интересное лицо» мадемуазель Вальтер, написать которое художник загорелся, немедленно сообщив новой знакомой, что «мы вместе сделаем великие вещи», и близость к кругу Анри Бретона сработали одновременно. Именно в галерее Пьера в 1925 году Пикассо впервые принял участие в групповой выставке сюрреалистов (до этого он «светился» только в персональных экспозициях)... читать и смотреть еще

Пабло Пикассо. Фигуры на пляже, 1931 год
Фигуры на пляже, 1931 год
Пабло Пикассо. Женщина с цветком, 1932 год
Женщина с цветком, 1932 год
Пабло Пикассо. Купальщица, открывающая кабинку, 1928 год
Купальщица, открывающая кабинку, 1928 год
Пабло Пикассо. Три танцора, 1925 год
Три танцора, 1925 год
Пабло Пикассо. Обнажённая и натюрморт, 1931 год
Обнажённая и натюрморт, 1931 год

Война в Испании и Вторая мировая война

читать и смотреть еще

Пабло Пикассо. Герника, 1937 год
Герника, 1937 год
Пабло Пикассо. Плачущая женщина, 1937 год
Плачущая женщина, 1937 год
Пабло Пикассо. Ночная рыбалка на Антибах, 1939 год
Ночная рыбалка на Антибах, 1939 год
Пабло Пикассо. Натюрморт с бычьим черепом, 1942 год
Натюрморт с бычьим черепом, 1942 год
Пабло Пикассо. Кошка, схватившая птицу, 1939 год
Кошка, схватившая птицу, 1939 год

Поздние работы

читать и смотреть еще

Пабло Пикассо. Менины. По Веласкесу, 1957 год
Менины. По Веласкесу, 1957 год
Пабло Пикассо. Поцелуй, 1969 год
Поцелуй, 1969 год
Пабло Пикассо. Портрет Франсуазы, 1946 год
Портрет Франсуазы, 1946 год
Пабло Пикассо. Автопортрет, 1972 год
Автопортрет, 1972 год
Пабло Пикассо. Жаклин с цветами, 1954 год
Жаклин с цветами, 1954 год


Все работы по годам