Герника

26 апреля 1937 года баскский городок Герника стал мишенью для бомбардировки франкистскими самолетами Ju-52 легиона «Кондор». Всего было сброшено 22 тонны бомб. Результаты: центр города практически стерт с лица земли, более 70% зданий разрушено полностью или частично, убито более 1600 человек. Освещение событий и придание всеобщей известности этой бомбардировки – заслуга английского журналиста Джона Стира, который побывал на месте событий вскоре после трагедии, осмотрел разрушения и расспросил местных жителей, а также нашел осколки бомб с немецкими клеймами.

«Герника» (исп. Guernica) была заказана Пикассо испанским правительством, которое собиралось разместить ее на Всемирной выставке в Париже. Художник представил картину в мае 1937 года. Огромная, 3,5 м высотой и 7,8 м шириной, она была написана маслом в черно-белом стиле в течение одного месяца. Международный журналист А. В. Медведенко рассказывал, что художник "работал неистово, как сумасшедший... Первые дни Пикассо стоял у мольберта по 12-14 часов. Работа продвигалась столь стремительно, что невольно складывалось впечатление, что он давно продумал картину в мельчайших подробностях и деталях".

Впервые произведение «Герника» было вставлено на всеобщее обозрение в июне 1937 году в испанском павильоне на Всемирной выставке и вызвало очень неоднозначную реакцию у критиков и даже поклонников художника. Французский архитектор Ле Корбюзье, присутствовавший на открытии испанского павильона, вспоминал потом: "Герника" видела в основном спины посетителей", а сам художник, вспоминал познее: "Чего только не довелось мне услышать о моей "Гернике" и от друзей, и от врагов".

В 1939 году картина была перевезена в Нью-Йорк, с условием, что она будет возвращена в Испанию, только, когда там будет установлена демократия. В 1967 году, после некоторого политического смягчения авторитарного строя генерала Франко, правительство Испании попыталось вернуть «Гернику», однако Пикассо ответил отказом. И только в 1981 году она вернулось на родину художника.

Как и во времена Пикассо, в настоящее время отношение к картине неоднозначное. В первую очередь осторожность проявляется со стороны политических деятелей. Известно, что в 2003 году копия картины в здании ООН в Америке была занавешена тканью. Это совпало с обсуждением вторжения в Ирак.

Однажды нацистский офицер, увидев на столе фотографию "Герники", спросил: "Это вы сделали?". "Нет" - ответил художник - "это сделали вы".

Из блога

23/07/2016 - Предшествующие "Гернике"
21/03/2012 - "Герника и Пикассо после Герники" на телеканале "Культура"
27/02/2012 - Антонио Бандерас в роли Пикассо
13/02/2012 - Исследования "Герники"
20/04/2009 - Испанские искусствоведы утверждают, что образы для "Герники" Пикассо заимствовал из средневековой мосарабской библии

Фотографии

Работа над "Герникой"
1937 год
Работа над "Герникой"
1937 год
Работа над "Герникой"
1937 год
Герника в Милане (Magnum Photo)
1953 год

Работы Пикассо

Пабло Пикассо. Герника, 1937 год
Герника, 1937 год
Пабло Пикассо. Герника (Этюд) II, 1937 год
Герника (Этюд) II, 1937 год
Пабло Пикассо. Герника (Этюд) V, 1937 год
Герника (Этюд) V, 1937 год
Пабло Пикассо. Герника (Этюд), 1937 год
Герника (Этюд), 1937 год
Пабло Пикассо. Герника (Этюд) I, 1937 год
Герника (Этюд) I, 1937 год
Пабло Пикассо. Герника (Этюд) - Плачущая женщина, 1937 год
Герника (Этюд) - Плачущая женщина, 1937 год
Пабло Пикассо. Герника (Этюд) III, 1937 год
Герника (Этюд) III, 1937 год