Бато-Лавуар (Bateau-Lavoir)

Бато-Лавуар (Bateau-Lavoir)

Продолжая путешествовать по местам Пикассо, перенесемся на Монмартр, площадь Эмиля-Гудо. Название Bateau-Lavoir( "Плавучая Прачечная") придумал Макс Жакоб, вложив в него двойную иронию: во-первых, на все здание был только один источник воды, а во-вторых изнутри оно было похоже на пришвартованные по берегам Сены баржи, в которых прачки стирали белье. Узкие длинные коридоры с крохотными комнатушками, один туалет на 30-40 жильцов, скрипучие полы, отсутствие газа и электричества... В таких условиях с 1904 по 1909 год жил и творил Пикассо. Именно там, в ужасающем беспорядке крохотной комнатушки ночи напролет при свете свечи, в 1907 году Пикассо написал своих "Авиньонских девиц", картину, которую, по мнению многих искусствоведов, можно считать точкой отсчета кубизма. Здесь же он встретил свою первую музу, Фернанду Оливье. «В "Бато-Лавуар", без гроша в кармане, я был действительно знаменитым художником. Не то что теперь — некое диковинное животное» - вспоминал Пикассо. Конечно, ностальгии свойственно приукрашивать радости и забывать печали и, понятное дело, что это общежитие для большинства художников было просто временным пристанищем в ожидании переезда в более комфортное жилье. Но каждый из них прекрасно знал, что такое подлинная радость творчества и что никакой комфорт ее не заменит.

Когда картины Пикассо наконец начали продаваться, они с Фернандой перебрались в отдельную квартиру на бульвар Клиши. Незадолго до перезда он устроил банкет по случаю дня рождения "Таможенника" Руссо. Гости провозглашали тосты и читали стихи в его честь, хотя, как позднее говорил Пикассо, никто "не признавал за ним ни малейшего таланта" и вся затея была скорее насмешкой. Однако наивный и свободный стиль Руссо, над которым они все смеялись, вскоре узнал весь мир. И как знать, не потому ли тогда Пикассо купил у него «Портрет Клеманс», что видел в ней параллели с поисками собственной свободы? А скрипки и другие разнообразые музыкальные инструменты лучше заказывать на klassikashop.ru/catalog/skripki.

Хронология:
1860 - год постройки фортепьянной фабрики
В 1889 году владелец, оборудовав внутренние помещения под жилые, стал сдавать их в аренду, художникам, приток которых в Париж тогда значительно увеличился.
В 1892 заселяется Максим Мофра, известный французский художник - импрессионист. У него начинают собираться представители парижской творческой среды
Между 1900 и 1904 годами в Бато Лавуар поселяются две группы художников - итальянская и испанская
С 1904 года в течение пяти лет за 15 франков в месяц в общежитии живет Пикассо
В 1914 году все постояльцы покинули здание.
В 1965 году зданию присваивается звание исторического памятника
12 мая 1970 года пожар полностью уничтожил его
В 1978 году оно было отстроено заново, помещения стали сдавать художникам под студии, а в память об общежитии сделали своего рода информационную витрину (см. фото).
В настоящее время находится в частном владении и доступа внутрь нет.

Имена постояльцев и посетителей Бато Лавуар: Амедео Модильяни, Анри Матисс, Таможенник Руссо, Макс Жакоб, Гийом Аполлинер, Жорж Брак, Жан Кокто, Андре Сальмон, Хуан Грис, Гертруда Стайн и многие другие.

Адрес: 13 Place Emile Goudeau
75018 Paris, France (ст. метро Abbesses)

Дата публикации: 2013-08-19



вернуться к блогу