О картине "Семейство комедиантов" (1905)

О картине

"Семья комедиантов ", написанная художником в возрасте 23 лет - одна из крупнейших работ "розового" периода. Это картина маслом на холсте цена которой, судя по последним лотам на аукционах могла бы быть более $100 млн. Тщательное рентгенографическое исследование показало, что картина была написана в пять этапов в течение девяти месяцев, что говорит о большой работе и больших сомнениях. Творение рождается в муках - тем желаннее и прекраснее дитя.

Группа комедиантов выполнена на бледном фоне розовых, желтоватых и голубых тонов, характерном для работ "розового" периода. Персонажи держатся вместе и обособленно от внешнего мира. Есть веское мнение, что на этой картине изображены друзья Пикассо, входящие в его группу "Bande a Picasso" и, конечно, он сам. Себя художник изобразил в роли арлекина в характерном костюме с ромбами, который, как персонаж сформировался в театральной традиции в конце XVI века. Это беззаботный, ловкий, озорной, но в то же время романтический слуга, чьи действия направлены на расстройство планов хозяина и завоевание любви Коломбины.

Тучный шут рядом с ним - Гийом Апполинер, а молодой акробат с барабаном на плече - Андре Сальмон. Мальчик справа - скорее всего Макс Жакоб, а сидящая девушка в шляпе - естественно Фернанда Оливье, возлюбленная художника. Пикассо определенно разделяет творчество и любовь, но посмотрите куда направлен его взгляд? Что касается девочки, которую держит за руку арлекин - одни исследователи считают, что это сирота, которую Фернанда и Пабло приютили у себя, другие - что это сестра художника, умершая в детском возрасте, а третьи - что девочка символизирует женскую сущность художника, лицо которой скрыто от зрителя но воплощается в творчестве. Кстати, в ранних версиях этой картины на плечах у арлекина ранец, символ путешествия, а девочка изображена без корзины с цветами. Также обратите внимание, что все стоят в балетных позах. Все, кроме шута, правая нога которого загадочно отсутствует. Примечательно, что у Пикассо в этот период существуют два типа изображения комедиантов. В первом варианте, встречающемся чаще всего в рисунках и графике они находятся в движении, в втором, как правило на картинах - статичны.

М.М. Гедо в книге "Пикассо: Искусство как автобиография" (1980) рассматривает всех персонажей на картине как репрезентации автора в разных возрастах и на разных этапах развития, а девушку справа - в качестве образа матери. Как бы то ни было, картина "Семейство комедиантов" является важнейшей вехой искусства начала XX века, которая собирает воедино все, что было до и готовит путь для того что будет дальше. А дальше будут "Авиньонские девицы" (1907), которые ознаменуют начало кубизма в искусстве.

Дата публикации: 2015-12-31



вернуться к блогу