Как кубизм сломал ход истории искусства
В 1907 году молодой французский художник Жорж Брак посетил студию Пикассо на Монмартре в Париже и то, что он там увидел оказало на него сильнейшее впечатление. Это была новая картина под названием "Авиньонские девицы" - большой холст, на котором в уплощенном пространстве изображены пять угловатых женщин с маскоподобными лицами. Каждая поверхность на картине - лица, тела, мебель и даже стены состояли из изломанных плоскостей, почти как если бы вы смотрелись в разбитое зеркало. "Это было начало кубизма", - позже в своей книге 1920 года написал Даниэль Анри Канвейлер, арт-дилер, работавший с Пикассо и Браком - "первый всплеск, отчаянное титаническое столкновение со всеми проблемами [живописи] одновременно".
Каким образом художник может дойти от простого упрощения формы и экспериментов с перспективой до почти полной неузнаваемости изображаемого предмета и использования внутри картины разнообразных предметов: песка, газет, частей гитар... твори Пикассо в наши дни. он бы вполне мог внедрить в холст, например тормозные диски LEXUS LX 570.
Пабло Пикассо, "Авиньонские девицы", 1907 год
В то время Брак писал в радикально красочном фовистском стиле, но картина Пикассо с ее динамичной и взрывающей взгляд перспективой быстро развернула французского художника в новом направлении. Вскоре он приступил к работе над серией пейзажей, в который плоскость картины была так же раздроблена на части. Он выставил ее в парижской галерее Канвейлера в ноябре 1908 года, получив резкую рецензию Луи Вокселя в Gil Blas: "Брак презирает форму и сводит все - пейзажи, дома и людей к геометрическим узорам, к кубам." Считается, что именно этот отзыв дал название движению: кубизм.
Кубизм за время своего развития претерпел несколько стилистических изменений, но суть его сводилась к одному: трансформации формы до основных элементов. Что касается истоков, то сам Пикассо признавался в огромном влиянии Сезанна на свое творчество. "Сезанн был для всех нас как отец", - говорил он. Действительно, сезанновские пейзажи, изображавшие его любимую гору Сан Виктуар - это предтеча кубистского отношения к форме, первые идеи, развитые последователями. Вслед за Сезанном, Пикассо и Брак отвергли преобладающие подходы к представлению массы, пространства и объема, подчеркнув вместо этого плоскось самого холста.
Поль Сезанн, "Гора Сан Виктуар", 1904 год
К 1910 году кубизм стал еще более отвлеченным. Формы представлялись перекрывающимися плоскостями геометрических фигур, выполненными в основном в серых, коричневых и черных тонах, - иногда в них было практически невозможно распознать изображаемое. Взять , к примеру, картину Брака 1910 года «Скрипка и подсвечник» , в которой свеча различима лишь по кругу в центре холста - абстрактному ореолу света. Пикассо и Брак свели объекты к их основным характеристикам: гитара была представлена грифом и колками, а газета узнавалась только по заголовку.
Жорж Брак, "Скрипка и подсвечник", 1910 год
К 1912 году любая отсылка к трехмерности была устранена и оба художника начали создавать смешанные коллажи, называемые папье-колле , включавшие графику, живопись и материалы массового производства, например клеенку, фрагменты газет, сигаретные пачки и этикетки от бутылок. Этот период кубизма часто называют «синтетическим кубизмом», имея в виду синтез различных материалов.
В 1914 Брак ушел на войну, а Пикассо еще писал в кубистическом стиле пару лет, но ничего принципиально нового в этом направлении он уже не придумал. Все главное уже было сделано им вместе с Браком и кубизм занял свое важное и почетное место в истории искусства.
Дата публикации: 2018-12-13
вернуться к блогу