Керамика
Керамика Пикассо — это иллюстрация тезиса, что для творческой личности не бывает слова «поздно». Пикассо заинтересовался новой техникой, когда другие люди уже сочиняют завещание. Ему было за 60. Своего рода нащупыванием путей к керамике было обращение Пикассо к природному материалу. Он трактовал самые обычные предметы как полигон для своих творческих экспериментов: так возникла гравированная галька, подобранная на пляжах Гольф-Хуана и Антиба.Катализатором же поворота к новому увлечению послужило посещение ярмарки гончарных изделий в Валлорисе — маленьком городке, по соседству с которым, в Гольф-Хуане, Пикассо проводил лето 1946 года. На ярмарке традиционно открывали двери мастерских для всех желающих. Пикассо воспользовался случаем и в мастерской Сюзанны и Жоржа Рамье вылепил пару маленьких фигурок. Через год, на следующей ярмарке, художник продолжил свои опыты с глиной, и втянулся в них на 15 лет. Мастеру выделили рабочее место в уже знакомой мастерской «Мадура», и он начал ваять свои керамические вещицы. Кроме необычной возможности применения своего таланта, мастерская обогатила художника и еще одной новинкой: знакомством с будущей второй женой — Жаклин Рок, работавшей там ассистентом.
Пикассо с юношеским задором взялся за новое для него занятие. Изучив в мастерской технологию и свойства материалов: фарфора, фаянса, терракоты, майолики, он своим талантом преобразовал ремесло в творчество.
Объемная керамика
В объемной керамике, создавая утилитарные предметы быта, художник не пользовался гончарным кругом, и его вазы и чаши очаровывают своей неправильностью и сближаются со скульптурой. Объемная керамика Пикассо в основном относится к анималистическому жанру. Любимые совы с человеческим лицом (совенок и козочка были питомцами мастера в тот период) доминируют в числе персонажей: «Дерево, сова, женщина», 1953.Человеческие же образы чаще всего фигурируют в роли кувшина или вазы, как «Женщина», 1955. Пикассо заинтересовала забава со «скрещиванием» такого обычного предмета как ваза с самыми разными объектами. Появляются своего рода оборотни: ваза-птица, ваза-лицо, ваза-женщина, ваза-бык.
Керамика на плоскости
Плоская керамика в интерпретации Пикассо представляет собой нечто вроде картины в раме: на блюдах, табличках и мисках с плоским дном развертывается широкое поле для живописи и графики. Плоские произведения создавались поэтапно: по гипсовой отливке глубоко прорезался рисунок. Затем на такую матрицу накладывалась влажная керамическая масса. После просушки отпечаток снимался с гипсовой модели. Композицию можно было оставить в виде бисквита (неокрашенного фарфора) — «Всадник» (1956) или разрисовать — «Раскрашенная птица», 1947. Часто Пикассо использовал оба варианта, как в «Уголке мастерской» (1956). Последним этапом было покрытие глазурью и обжиг.Керамика Пикассо — первый опыт тиражной и в то же время авторской керамики. Подобно оттискам гравюры, тут существует несколько идентичных подлинников. Уже на этапе отливки ставился штамп на обратную сторону дна изделия: empreinte ceramique originale de Picasso.
Художник организовал так называемое Edition Picassо (издательство Пикассо) — «Мадура», где керамика тиражировалась в том количестве, какое для нее установил мастер, порой число экземпляров исчислялось сотнями. При описи наследия Пикассо было насчитано 2880 керамических предметов. Именно в силу большого количества керамических изделий они остаются, наряду с графикой, более доступными по цене для коллекционеров.
Что характерно: даже зрители, активно не приемлющие не понятую ими живопись мастера, ничего негативного не могут инкриминировать его керамике. Здесь ему прощают нежелание рабски копировать натуру, хотя в керамику Пикассо перекочевали все те же его сквозные темы: художник и модель, коррида («Пикадор», 1953), мифология, женские образы.
Дело в том, что к декоративно-прикладному искусству издавна применялись другие мерки. Условность и стилизация его декора пришла из глубины веков, когда первобытный гончар наносил на глиняную поверхность штрихи и пятна. А еще — керамика Пикассо мажорна по своему звучанию. Диссонансы, присущие многим картинам, в керамике не отразились.
Все работы по годам
1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973