Керамика

Керамика Пикассо — это иллюстрация тезиса, что для творческой личности не бывает слова «поздно». Пикассо заинтересовался новой техникой, когда другие люди уже сочиняют завещание. Ему было за 60. Своего рода нащупыванием путей к керамике было обращение Пикассо к природному материалу. Он трактовал самые обычные предметы как полигон для своих творческих экспериментов: так возникла гравированная галька, подобранная на пляжах Гольф-Хуана и Антиба.

Катализатором же поворота к новому увлечению послужило посещение ярмарки гончарных изделий в Валлорисе — маленьком городке, по соседству с которым, в Гольф-Хуане, Пикассо проводил лето 1946 года. На ярмарке традиционно открывали двери мастерских для всех желающих. Пикассо воспользовался случаем и в мастерской Сюзанны и Жоржа Рамье вылепил пару маленьких фигурок. Через год, на следующей ярмарке, художник продолжил свои опыты с глиной, и втянулся в них на 15 лет. Мастеру выделили рабочее место в уже знакомой мастерской «Мадура», и он начал ваять свои керамические вещицы. Кроме необычной возможности применения своего таланта, мастерская обогатила художника и еще одной новинкой: знакомством с будущей второй женой — Жаклин Рок, работавшей там ассистентом.

Пикассо с юношеским задором взялся за новое для него занятие. Изучив в мастерской технологию и свойства материалов: фарфора, фаянса, терракоты, майолики, он своим талантом преобразовал ремесло в творчество.

Объемная керамика

В объемной керамике, создавая утилитарные предметы быта, художник не пользовался гончарным кругом, и его вазы и чаши очаровывают своей неправильностью и сближаются со скульптурой. Объемная керамика Пикассо в основном относится к анималистическому жанру. Любимые совы с человеческим лицом (совенок и козочка были питомцами мастера в тот период) доминируют в числе персонажей: «Дерево, сова, женщина», 1953.

Человеческие же образы чаще всего фигурируют в роли кувшина или вазы, как «Женщина», 1955. Пикассо заинтересовала забава со «скрещиванием» такого обычного предмета как ваза с самыми разными объектами. Появляются своего рода оборотни: ваза-птица, ваза-лицо, ваза-женщина, ваза-бык.

Керамика на плоскости

Плоская керамика в интерпретации Пикассо представляет собой нечто вроде картины в раме: на блюдах, табличках и мисках с плоским дном развертывается широкое поле для живописи и графики. Плоские произведения создавались поэтапно: по гипсовой отливке глубоко прорезался рисунок. Затем на такую матрицу накладывалась влажная керамическая масса. После просушки отпечаток снимался с гипсовой модели. Композицию можно было оставить в виде бисквита (неокрашенного фарфора) — «Всадник» (1956) или разрисовать — «Раскрашенная птица», 1947. Часто Пикассо использовал оба варианта, как в «Уголке мастерской» (1956). Последним этапом было покрытие глазурью и обжиг.

Керамика Пикассо — первый опыт тиражной и в то же время авторской керамики. Подобно оттискам гравюры, тут существует несколько идентичных подлинников. Уже на этапе отливки ставился штамп на обратную сторону дна изделия: empreinte ceramique originale de Picasso.

Художник организовал так называемое Edition Picassо (издательство Пикассо) — «Мадура», где керамика тиражировалась в том количестве, какое для нее установил мастер, порой число экземпляров исчислялось сотнями. При описи наследия Пикассо было насчитано 2880 керамических предметов. Именно в силу большого количества керамических изделий они остаются, наряду с графикой, более доступными по цене для коллекционеров.

Что характерно: даже зрители, активно не приемлющие не понятую ими живопись мастера, ничего негативного не могут инкриминировать его керамике. Здесь ему прощают нежелание рабски копировать натуру, хотя в керамику Пикассо перекочевали все те же его сквозные темы: художник и модель, коррида («Пикадор», 1953), мифология, женские образы.

Дело в том, что к декоративно-прикладному искусству издавна применялись другие мерки. Условность и стилизация его декора пришла из глубины веков, когда первобытный гончар наносил на глиняную поверхность штрихи и пятна. А еще — керамика Пикассо мажорна по своему звучанию. Диссонансы, присущие многим картинам, в керамике не отразились.

Пабло Пикассо. Раскрашенная птица, 1947 год
Раскрашенная птица, 1947 год
Пабло Пикассо. Голова Фавна, 1948 год
Голова Фавна, 1948 год
Пабло Пикассо. Четыре увитых профиля, 1949 год
Четыре увитых профиля, 1949 год
Пабло Пикассо. Пика, 1950 год
Пика, 1950 год
Пабло Пикассо. Кентавр, 1950 год
Кентавр, 1950 год
Пабло Пикассо. Голова козы в профиль, 1950 год
Голова козы в профиль, 1950 год
Пабло Пикассо. Дерево-Сова-Женщина, 1951 год
Дерево-Сова-Женщина, 1951 год
Пабло Пикассо. Натюрморт с ложкой, 1952 год
Натюрморт с ложкой, 1952 год
Пабло Пикассо. Пикадор, 1952 год
Пикадор, 1952 год
Пабло Пикассо. Руки с рыбой, 1953 год
Руки с рыбой, 1953 год
Пабло Пикассо. Пикадор, 1953 год
Пикадор, 1953 год
Пабло Пикассо. Валлорис, 1953 год
Валлорис, 1953 год
Пабло Пикассо. Гравированная бутылка, 1954 год
Гравированная бутылка, 1954 год
Пабло Пикассо. Серый гравированный кувшин, 1954 год
Серый гравированный кувшин, 1954 год
Пабло Пикассо. Лицо, 1955 год
Лицо, 1955 год
Пабло Пикассо. Женщина, 1955 год
Женщина, 1955 год
Пабло Пикассо. Всадник, 1956 год
Всадник, 1956 год
Пабло Пикассо. Ваза с букетом, 1956 год
Ваза с букетом, 1956 год
Пабло Пикассо. Флейтист и всадники, 1956 год
Флейтист и всадники, 1956 год
Пабло Пикассо. Фигуры, 1956 год
Фигуры, 1956 год
Пабло Пикассо. Лицо с руками, 1956 год
Лицо с руками, 1956 год
Пабло Пикассо. Танцоры, 1956 год
Танцоры, 1956 год
Пабло Пикассо. Пляж, 1956 год
Пляж, 1956 год
Пабло Пикассо. Три рыбы на сером фоне, 1957 год
Три рыбы на сером фоне, 1957 год
Пабло Пикассо. Танцующие, 1957 год
Танцующие, 1957 год
Пабло Пикассо. Профиль Жаклин, 1962 год
Профиль Жаклин, 1962 год
Пабло Пикассо. Лицо No. 179, 1963 год
Лицо No. 179, 1963 год
Пабло Пикассо. Лицо No. 54, 1963 год
Лицо No. 54, 1963 год
Пабло Пикассо. Лицо No. 144, 1963 год
Лицо No. 144, 1963 год
Пабло Пикассо. Женский профиль №67, 1963 год
Женский профиль №67, 1963 год
Пабло Пикассо. Птица No. 83, 1963 год
Птица No. 83, 1963 год
Пабло Пикассо. Птица No. 96, 1963 год
Птица No. 96, 1963 год
Пабло Пикассо. Две птицы № 95, 1963 год
Две птицы № 95, 1963 год
Пабло Пикассо. Птица No. 86, 1963 год
Птица No. 86, 1963 год
Пабло Пикассо. Лицо No. 197, 1963 год
Лицо No. 197, 1963 год
Пабло Пикассо. Голова. Левый профиль, 1965 год
Голова. Левый профиль, 1965 год
Пабло Пикассо. Голова. Правый профиль, 1965 год
Голова. Правый профиль, 1965 год
Пабло Пикассо. Сова, 1968 год
Сова, 1968 год
Пабло Пикассо. Лицо, 1968 год
Лицо, 1968 год
Пабло Пикассо. Лицо с кругами, 1969 год
Лицо с кругами, 1969 год
Пабло Пикассо. Лицо джентельмена с волнистыми волосами, 1969 год
Лицо джентельмена с волнистыми волосами, 1969 год
Пабло Пикассо. Поверхность с дугами, 1971 год
Поверхность с дугами, 1971 год

Все работы по годам