Коллаж
Коллаж стал важной вехой в истории кубизма, а, следовательно, и всего современного искусства 20 века. Кто придумал его - Брак или Пикассо, до сих пор неизвестно. Оба художника оставили много работ, сделанных между 1907 и 1914 годами, но не датированных и не имеющих подписи. Тем более трудно определить авторство по стилистическим особенностям, когда рождается что-то новое.Но этот вопрос является гораздо менее важным, чем вопрос о мотивах, побудивших художника вклеить кусок картона в картину. Современники объясняли это возросшей потребностью контакта с реальностью в противовес нарастающей абстракции аналитического кубизма. Картина, преодолевающая плоскостность, эстетически символизировала обращение к реальной природе вещей. Но понятие "реальность" воспринимается неоднозначно всегда, когда речь идет об искусстве, поскольку оно само есть способ взаимодействия с ней внутреннего мира человека. Так что вопрос причин и мотивов по прежнему остается открытым для исследователей.
Все началось с попыток вернуть картине объем, потерявшийся в переплетении граней и плоскостей аналитического кубизма. Брак и Пикассо начали подмешивать в краску песок для создания зернистости и фактуры поверхности. В других картинах фактура моделировалась самой краской. Переломным стал момент когда Брак в сентябре 1912 года вместо имитации фактуры обоев "под дерево" решил просто приклеить к картине кусок этих обоев. Пикассо говорил, что в конце 1911 он уже приклеивал кусок клеенки к холсту. Споры о первенстве также оставим исследователям. Важно то, что шаг от иллюзии к реальности (или к ее имитации?) был сделан.
Прорыв в третье измерение и в мир реальных материалов открыл огромную свободу творчества для Пикассо. Он использовал все: газетные вырезки, части музыкальных инструментов, ноты, коробки из под табака, ткани, металл... Реальность погружалась в пространство картины и окружалась игрой цвета и света, чтобы проявить себя в новом качестве. Трудно представить, что испытывал парижский зритель начала 20-го века, пребывавший в эпицентре таких революционных преобразований. Но надо сказать, что достаточно было всего три года, для того чтобы Пикассо наигрался в новую технику. После 1915 года он уже практически не занимается коллажами. Возможно, художник понял, что сильные методы самовыражения не лежат на поверхности и нужно искать их в глубине картины.
Все работы по годам
1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973