Коллаж

Коллаж стал важной вехой в истории кубизма, а, следовательно, и всего современного искусства 20 века. Кто придумал его - Брак или Пикассо, до сих пор неизвестно. Оба художника оставили много работ, сделанных между 1907 и 1914 годами, но не датированных и не имеющих подписи. Тем более трудно определить авторство по стилистическим особенностям, когда рождается что-то новое.

Но этот вопрос является гораздо менее важным, чем вопрос о мотивах, побудивших художника вклеить кусок картона в картину. Современники объясняли это возросшей потребностью контакта с реальностью в противовес нарастающей абстракции аналитического кубизма. Картина, преодолевающая плоскостность, эстетически символизировала обращение к реальной природе вещей. Но понятие "реальность" воспринимается неоднозначно всегда, когда речь идет об искусстве, поскольку оно само есть способ взаимодействия с ней внутреннего мира человека. Так что вопрос причин и мотивов по прежнему остается открытым для исследователей.

Все началось с попыток вернуть картине объем, потерявшийся в переплетении граней и плоскостей аналитического кубизма. Брак и Пикассо начали подмешивать в краску песок для создания зернистости и фактуры поверхности. В других картинах фактура моделировалась самой краской. Переломным стал момент когда Брак в сентябре 1912 года вместо имитации фактуры обоев "под дерево" решил просто приклеить к картине кусок этих обоев. Пикассо говорил, что в конце 1911 он уже приклеивал кусок клеенки к холсту. Споры о первенстве также оставим исследователям. Важно то, что шаг от иллюзии к реальности (или к ее имитации?) был сделан.

Прорыв в третье измерение и в мир реальных материалов открыл огромную свободу творчества для Пикассо. Он использовал все: газетные вырезки, части музыкальных инструментов, ноты, коробки из под табака, ткани, металл... Реальность погружалась в пространство картины и окружалась игрой цвета и света, чтобы проявить себя в новом качестве. Трудно представить, что испытывал парижский зритель начала 20-го века, пребывавший в эпицентре таких революционных преобразований. Но надо сказать, что достаточно было всего три года, для того чтобы Пикассо наигрался в новую технику. После 1915 года он уже практически не занимается коллажами. Возможно, художник понял, что сильные методы самовыражения не лежат на поверхности и нужно искать их в глубине картины.

Пабло Пикассо. Натюрморт с плетеным стулом, 1911 год - 1912 год
Натюрморт с плетеным стулом, 1911 год - 1912 год
Пабло Пикассо. Гитара, ноты и бокал, 1912 год
Гитара, ноты и бокал, 1912 год
Пабло Пикассо. Скрипка и газета, 1912 год
Скрипка и газета, 1912 год
Пабло Пикассо. Скрипка, висящая на стене, 1912 год
Скрипка, висящая на стене, 1912 год
Пабло Пикассо. Голова человека в шляпе, 1912 год
Голова человека в шляпе, 1912 год
Пабло Пикассо. Гитара, 1913 год
Гитара, 1913 год
Пабло Пикассо. Натюрморт с рекламным объявлением, 1913 год
Натюрморт с рекламным объявлением, 1913 год
Пабло Пикассо. Композиция с гроздью винограда и разрезанной грушей, 1914 год
Композиция с гроздью винограда и разрезанной грушей, 1914 год
Пабло Пикассо. Скрипка, 1915 год
Скрипка, 1915 год
Пабло Пикассо. Скрипка, 1915 год
Скрипка, 1915 год
Пабло Пикассо. Натюрморт с маской, 1937 год
Натюрморт с маской, 1937 год

Все работы по годам