Графика
Если говорить о графике в творчестве Пикассо, то среди 50 тысяч оставленных им произведений под это определение подпадают 18 тысяч гравюр, 149 альбомов с 4659 рисунками и 7089 отдельных рисунков. Это — самостоятельные рисунки, эскизы к картинам, работы в технике акварели и гуаши, книжные иллюстрации, растиражированные эстампы. Пикассо также создал новый вид графики — коллаж, где сочетал рисунок с аппликациями из бумаги, газет, обоев.Пикассо был из тех трудоголиков, для которых (если это литераторы) верна известная формула — «ни дня без строчки», в случае же художника годится парафраз — «ни дня без штриха». Вечерами, когда тусклое освещение не позволяло писать красками, Пикассо брался за карандаш. Художник вообще считал себя, по собственному определению, скорее «хорошим рисовальщиком», чем живописцем. Он больше мыслил формами, нежели цветом и был уверен, что «цвет ослабляет», как он выразился по поводу полотен Матисса. Случалось Пикассо писать и монохромные картины, стирая грань между визуальным восприятием живописи и графики.
Первыми графическими произведениями Пикассо можно считать карандашные рисунки юного художника («Голуби», 1890), а затем занятия графикой продолжались параллельно с созданием живописных и скульптурных композиций, а также работ декоративно-прикладного характера. Сотрудничество с труппой дягилевского «Русского балета» вызвало к жизни многочисленные карандашные линеарные портреты: Дягилева, Бакста, Стравинского, Сати, де Фальи Дерена, а также более сложные штрихованные наброски Мясина, Кокто, Ансерме, в которых просматривается и некая карикатурность. В тот же период создаются изображения балерин в неоклассическом стиле. Но и здесь Пикассо верен себе: достаточно увеличить кисти рук — и балерина, «вся такая воздушная, к поцелуям зовущая», становится иронично обыгранной.
В 20-годы Пикассо делает иллюстрации к сборникам стихов, а еще забавляется с графическими копиями фотографий. Таков, например, слегка пародийный контурный рисунок по фотопортрету Дягилева и Зелигсбурга. В 1927 году Пикассо иллюстрирует «Неведомый шедевр» Бальзака, а чуть позже создает графические циклы, иллюстрируя «Метаморфозы» Овидия (1930) и «Лисистрату» Аристофана (1934). Античная мифология как язык, на котором можно рассказать о современности, в ХХ веке заинтересовала не только литераторов. Мифологические образы увлекли и Пикассо. В «Метаморфозах» он использует все тот же лаконичный контурный рисунок, передавая движение фигур несколькими ракурсами одновременно. Каждую композицию Пикассо заключает в рамку, проведенную от руки.
С 1930 по 1936 годы Пикассо создает так называемую «Сюиту Воллара». В ста гравюрах для коллекционера Амбруаза Воллара большинство листов (46) посвящено теме под названием «Мастерская скульптора». Роман с юной Марией Терезой Вальтер отразился в цикле, обыгрывающем историю Пигмалиона и его Галатеи (Скульптор). Вторая по количеству работ (15) тема — миф о Минотавре, человеке с головой быка, в котором угадывается персонификация самого художника (Слепой Минотавр, ведомый девочкой).
В 1937 году Пикассо создает антифашистский цикл офортов «Мечта и ложь генерала Франко», а после войны, в 1949 году широкую известность приобретает его плакат для Всемирного конгресса сторонников мира. Растиражированный, пожалуй в больших объемах, чем все репродукции картин художника, «Голубь мира» для многих является основной визитной карточкой художника. В сороковые-пятидесятые годы вместо Минотавра в литографиях появляется человек с маской быка («Танец с бандерильями»). Брутальность сменяется игрой. Игру Пикассо продолжил и в последние годы своей плодотворной жизни. Он начал развлекаться с известными произведениями искусства, создавая их многочисленные, в том числе и графические, вариации. Это и «Менины» Веласкеса, и «Завтрак на траве» Мане (в том числе в технике линогравюры), это и вариации на тему живописи Энгра.
С 50-х до 70-х годов Пикассо был очень активен. И в 80, и в 90 лет он продолжал работать. В 1968 году за семь месяцев Пикассо создает 347 гравюр - Suite 347. Ежедневно художник делал один лист (иногда больше). Экспериментируя с техникой, он пробовал травление, акватинту, сухую иглу. Сюита 347 может считаться дневником мастера, где смешались фантазия и биографические события. Это — иллюстрации из 66 гравюр к пикантному роману «Селестина» Фернандо Рохаса, обыгрывание произведений предшественников, театральные и цирковые сюжеты.
Пародируя мотивы картин Энгра «Рафаэль и Форнарина» и «Паоло и Франческа, застигнутые Джанчотто», Пикассо дает новый виток своей излюбленной теме: «художник и модель». Если у Энгра встреча влюбленных целомудренна, то у Пикассо она превращается в эротическую, порой с присутствием других действующих лиц. В графической сюите 87-летнего художника царит дерзкий карнавальный дух, но непристойность не переходит в пошлость. Ведь, как заметил Пикассо, «в конце концов, корни искусства надо искать в эротизме. В основе нет ничего, кроме любви, какой бы она ни была».
Пикассо стал мифическим Мидасом в искусстве, превращающим в золото все, к чему прикасался. Показателен случай, когда он решил заказать мебель и набросал ее эскиз для краснодеревщика. На вопрос об оплате мебельщик ответил, что достаточно будет художнику подписать свой набросок. Чем не графика от мэтра?
Все работы по годам
1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973