Модель скультуры в Чикаго выставляется на Сотбис

Модель скультуры в Чикаго выставляется на Сотбис

Через пару дней, 3 февраля данная работа будет выставлена на аукционе Сотбиз с эстимейтом 5,000,000 — 7,000,000 фунтов стерлингов. Она называется "Голова" (Tete) и представляет собой макет большой скульптуры, которая установлена около Чикагского общественного центра (позже переименованного в Richard J. Daley Center). Проект был выполнен в виде сварной стальной конструкции. 15 августа 1967 года двадцатиметровая скульптура была представлена многочисленной публике (рис. 8). Эта работа является главным достижением Пикассо в монументальной скульптуре.

"Голова" является продолжением исследований художником женского телосложения, который начался с ранних экспериментов в кубизме. Это было особенно заметно в его скульптурах из листового металла в 1950-х и в начале 1960-х. Он сосредоточился на создании лица из отдельных плоскостей и объемной формы тела (рис. 3 и 5). Вероятнее всего, что Пикассо, вдохновленный его второй женой Жаклин, делал многочисленные рисунки и эскизы с неё. Среди них есть много рисунков маслом с момента их знакомства весной 1962 года, которые напрямую связаны с этими двумя макетами.
Пространственная сложность проекта является важнейшим пунктом в макете Пикассо (рис 4.) Она берет свои истоки в его ранних работах. Вернер Шпайз отметил в каталоге основных скульптур художника: "Работая над головой в Чикаго, он вернулся к использованию пустого пространства, к элементам конструкций для памятника Аполлинеру, к скульптуре "из ничего, из пустоты ". Изъятие негативного пространства и преодоление массы впервые наблюдали в стиле руководителя кубизма в 1909 году, и потом это стало одной из постоянных проблем Пикассо. Как скульптор и модельер, Пикассо неоднократно сталкивался с отсутствием массы и объема в своих реализациях "(В Шпайз, Соч., Стр. 329).

Пикассо работал над новым воплощением женской фигуры в своей мастерской во Франции. Уильям Хартман, протеже чикагских архитекторов Скидмора, Оувингза и Мерилла (Skidmore, Owings и Merrill), связался с Роландом Пенроузом в 1963 году, чтобы он посодействовал в привлечении Пикассо к проекту. Пенроуз согласился помочь. В письме к Пикассо он писал: "..есть амбициозный проект, хочу обсудить его с Вами. Мои американские друзья из Чикаго написали и звонили мне два раза, чтобы спросить, сможете ли Вы разработать макет для монументальной скульптуры, которая будет установлена на главной площади в центре Чикаго" (Элизабет Коулинг, Соч. , стр. 249). Пенроуз был очень осторожен. Он знал, что Пикассо был склонен к вспышкам на эти внешние давления, поскольку они не оставляли ему времени для работы. В блокнотах Пенроуза того времени есть заметки о первом заседание Пикассо с архитекторами. Он вспоминает, что Хартманн оказался под впечатлением от модели проекта для Чикаго. Энтузиазм Пикассо, казалось, потом немного ослабел, и после этой встречи он мало или вообще не прилагал усилий, чтобы продолжать проект. Ситуация стала еще сложнее в связи с публикацией Франсуазы Жило подробностей ее жизни с Пикассо. Расстроенный Пикассо стал подозрительным к окружающим. Пенроузу стало все труднее и труднее увлечь художника идеей проекта.

Первоначально Пикассо предложил расширение одной из двух проволочных работ 1928 года, но Хартман отдал предпочтение совершенно новому дизайну. Пенроуз вспоминает об одном моменте. В марте 1964 года Пикассо впервые показал ему новые металлические головы, над которыми он работал: «..[он] показал мне новый проект для большой головы, воплощенной в металле со странными связями между большими листами в виде стержней, которые воспринимались как волосы ... Она напомнила мне форму кайла, отдалённо похожую на голову женщины. Я увидел в этом начало работы с проектом для Чикаго, с совершенно удивительно новым подходом. Связь между профилем и волосами в форме прутьев создавала прозрачность скульптуры, обеспечивала баланс прочности и пустоты, который, я думаю, превосходно реализован в окрестных небоскребах". Кстати, головокружительные эффекты можно получить гораздо более простым путем, например водные адреналиновые удовольствия на water-games.ru.

Хартман, увидев скульптуру в доме Пикассо в Каннах, был в восторге. Во время последующего визита архитекторов всё бурно обсуждалось, и проводились эксперименты с макетом. Вносили предложения изменить что- либо в модели, сделали много фотографий, но, в конце концов, решено было оставить модель в её неопровержимой и таинственной простоте.
Один из двух оригинальных макетов был представлен художником в дар Институту искусств в Чикаго. Другой макет Пикассо решил сохранить в своей коллекции. После его смерти в 1973 году, макет перешел к его внучке Марине Пикассо. Именно он будет и выставлен на Сотбис.

1



2



3



4



5



6



7



8



По материалам http://www.sothebys.com/

Дата публикации: 2015-01-29

вернуться к блогу