Подробнее о выставке "Скульптура Пикассо" в MoMA
Даже самым заядлым поклонникам Пикассо есть чему подивиться на выставке “Picasso Sculpture”, которую в эти дни показывает нью-йоркский музей MoMA. Такой полноты и подробности освещения творчества Пикассо-скульптора в MoMA не было аж с 1967 года. Публике представлено около 140 работ и некоторые из них впервые демонстрируются в Штатах. Вообще, надо сказать, что Пикассо при жизни довольно редко показывал свое трехмерное творчество: либо он чувствовал, что они слишком личные, либо был не уверен в их важности по отношению к живописи. Он держал их рядом как домашних животных и по большей части только друзья имели возможность лицезреть их. Один из таких счастливчиков - знаменитый фотограф Брассай, довольно много снимавший Пикассо, в том числе вместе со скульптурами.
Организованная в более или менее хронологическом порядке, выставка "Скульптура Пикассо" освобождена от традиционных табличек, идентифицирующих произведения. Только пару поясняющих текстов о различных периодах творчества художника и небольшой буклет.
В первом зале представлены выполненные в традиционной манере ранние работы Пикассо, в том числе глиняные фигурки "Сидящая женщина" (1902) и небольшая бронзовая "Голова пикадор со сломанным носом" (1903). Первые эксперименты (1907-1908 гг) начинаются под впечатлением от частых визитов в этнографические музеи Парижа, одновременно напоминая некоторые скульптуры Поля Гогена, чьими работами Пикассо искренне восхищался. С рождением кубизма появляются по-настоящему радикальные скульптуры: "Натюрморт с гитарой" (1912), "Гитары" (1914) и другие, выполненные в смешанное технике с использованием разнообразных материалов. А одним из наиболее заметных достижений кураторов выставки является воссоединение всех шести бронзовых работ из серии "Бокал абсента" 1914 года.
Затем идут знаковые "Голова быка" (1942) и "Молодой бабуин" (1951), для которых художник использовал все подряд: запчасти велосипеда, посуду, куски мебели и т.д. И, пожалуй, наиболее интересные экспонаты - это скульптуры из листового металла, созданные между 1954 и 1964 годами, некоторые из которых были реализованы в полном масштабе.
После смерти мэтра в 1973 году, наследники, дабы компенсировать огромные налоги на доставшееся им богатство, стали жертвовать его скульптурные работы в различные государственные организации и фонды Франции, благодаря чему большинство их теперь являются общественным достоянием.
Влияние творчества Пикассо-скульптора продолжает ощущаться у многих художников и сегодня. Один из них, Джефф Кунс, на открытии выставки, рассказал, что на серию “Gazing Ball” его вдохновили гипсовые образы Марии-Терезы Вальтер 1930-х годов. Будучи скульптором-самоучкой Пикассо продемонстрировал истинную свободу творчества в своих трехмерных работах, порой превосходя самые радикальные собственные эксперименты в живописи и многие из этих идей до сих пор не изучены и не реализованы в современном контексте.
Выставка работает до 7 февраля 2016 года.
вернуться к блогу