Подробнее о выставке "Скульптура Пикассо" в MoMA

Даже самым заядлым поклонникам Пикассо есть чему подивиться на выставке “Picasso Sculpture”, которую в эти дни показывает нью-йоркский музей MoMA. Такой полноты и подробности освещения творчества Пикассо-скульптора в MoMA не было аж с 1967 года. Публике представлено около 140 работ и некоторые из них впервые демонстрируются в Штатах. Вообще, надо сказать, что Пикассо при жизни довольно редко показывал свое трехмерное творчество: либо он чувствовал, что они слишком личные, либо был не уверен в их важности по отношению к живописи. Он держал их рядом как домашних животных и по большей части только друзья имели возможность лицезреть их. Один из таких счастливчиков - знаменитый фотограф Брассай, довольно много снимавший Пикассо, в том числе вместе со скульптурами.



Организованная в более или менее хронологическом порядке, выставка "Скульптура Пикассо" освобождена от традиционных табличек, идентифицирующих произведения. Только пару поясняющих текстов о различных периодах творчества художника и небольшой буклет.

В первом зале представлены выполненные в традиционной манере ранние работы Пикассо, в том числе глиняные фигурки "Сидящая женщина" (1902) и небольшая бронзовая "Голова пикадор со сломанным носом" (1903). Первые эксперименты (1907-1908 гг) начинаются под впечатлением от частых визитов в этнографические музеи Парижа, одновременно напоминая некоторые скульптуры Поля Гогена, чьими работами Пикассо искренне восхищался. С рождением кубизма появляются по-настоящему радикальные скульптуры: "Натюрморт с гитарой" (1912), "Гитары" (1914) и другие, выполненные в смешанное технике с использованием разнообразных материалов. А одним из наиболее заметных достижений кураторов выставки является воссоединение всех шести бронзовых работ из серии "Бокал абсента" 1914 года.

Пабло Пикассо. Бокал абсента. 1914 год

Затем идут знаковые "Голова быка" (1942) и "Молодой бабуин" (1951), для которых художник использовал все подряд: запчасти велосипеда, посуду, куски мебели и т.д. И, пожалуй, наиболее интересные экспонаты - это скульптуры из листового металла, созданные между 1954 и 1964 годами, некоторые из которых были реализованы в полном масштабе.

Пабло Пикассо. Безымянная скульптура . 1967 год

После смерти мэтра в 1973 году, наследники, дабы компенсировать огромные налоги на доставшееся им богатство, стали жертвовать его скульптурные работы в различные государственные организации и фонды Франции, благодаря чему большинство их теперь являются общественным достоянием.

Влияние творчества Пикассо-скульптора продолжает ощущаться у многих художников и сегодня. Один из них, Джефф Кунс, на открытии выставки, рассказал, что на серию “Gazing Ball” его вдохновили гипсовые образы Марии-Терезы Вальтер 1930-х годов. Будучи скульптором-самоучкой Пикассо продемонстрировал истинную свободу творчества в своих трехмерных работах, порой превосходя самые радикальные собственные эксперименты в живописи и многие из этих идей до сих пор не изучены и не реализованы в современном контексте.

Выставка работает до 7 февраля 2016 года.

Дата публикации: 2015-11-06

вернуться к блогу