Ненайденная "Голова Арлекина" и арт-проект о главном фальсификаторе живописи

Ненайденная


В 2012 году из музея Кюнстхалл (Kunsthal) в Роттердаме были украдены семь произведений разных мастеров, в том числе Анри Матисса, Клода Моне, Поля Гогена и Пабло Пикассо. Воры воспользовались аварийным выходом и в три часа ночи 16 октября вынесли шедевры из музея. Кража заняла всего пару минут и полиция просто не успела приехать на место преступления.

Одна из украденных картин, "Голова Арлекина" была написана Пабло Пикассо в 1971 году, когда ему было уже 90 лет. Власти определили стоимость работы в размере около 900 000 долларов.

Когда как в январе 2013-го полиция арестовала подозреваемого Раду Догару и двух его сообщников, его мать Ольга Догару, как она утверждает, решила уничтожить все улики и сожгла украденные картины в печи. Стоимость безвозвратно утерянных работ была оценена в 100-200 млн евро. Позднее она отказалась от своего заявления, но не особенно убедительно. Эксперты проанализировали пепел, но, достоверных доказательств дать не смогли.

Через шесть лет после этой истории голландская писательница румынского происхождения Мира Фетику, получила анонимное письмо, в котором указывалось точное местонахождение украденной картины в районе юго-восточного румынского уезда Тулча. Она нашла картину и привезла ее в посольство Нидерландов в Бухаресте. Естественно, сенсационную новость раструбили все мировые СМИ. Однако, после проверки на подлинность, искусствовед Петер ван Беверен в эфире голландского радио заявил, что это подделка.

Оказалось, что вся история с "находкой" была затеяна двумя бельгийскими режиссерами Ивом Дегризом и Бартом Баэле как рекламный ход их проекта True Copy об истории знаменитого фальсификатора живописи Герта Яна Янсена (Geert Jan Jansen), чьи мастерские подделки заполонили европейский рынок искусства. Он занимался этим с 80-х годов, и по некоторым оценкам, заработал на аукционах около 10 миллионов евро. Арестовали его только в 1994-м, а судили в 2000-м. Он получил 1 год тюрьмы и 4 года условно, а тысячи созданных им фальшивок были уничтожены.

Таких категорий как авторство, оригинал, копия, подделка, ценность, по понятным причинам всегда активно использовались исследователями искусства. Современные технологии и интернет особенно актуализируют эти проблемы. Вот, например, фотокабины (перейти на сайт) как авономная машина для мгновенного создания доступных каждому фотокопий реальности. Есть над чем задуматься в контексте вышеприведенного дискурса?

Дата публикации: 2018-11-19

вернуться к блогу