"Африканский" период
Первой работой, повернувшей кисти Пикассо в сторону новой фигуративности, стал портрет Гертруды Стайн 1906 года. Переписав его около 80 раз, художник отчаялся воплотить писательницу в классической стилистике. Художник явно созрел для нового творческого периода, и следование за натурой перестало его интересовать. Это полотно можно считать первым шагом в направлении деформации формы.В 1907 году Пикассо впервые столкнулся с архаичным африканским искусством на этнографической выставке в музее Трокадеро. Примитивные идолы, статуэтки и маски, где обобщенная форма освобождалась от мельтешения деталей, воплощали в себе могучие силы природы, от которой первобытный человек не дистанцировал себя. Идеология Пикассо, неизменно ставившего искусство превыше всего, совпала с мощным посылом, заложенным в этих образах: для древних людей искусство служило не декорированию быта, оно было колдовством, приручавшим непонятных и враждебных духов, контролировавших полную опасности земную жизнь.
Пикассо пошел по пути, подсказанному ему интуицией дикарей. Он стал точно так же монументализировать и упрощать форму, делая своих героев подобиями деревянных или каменных истуканов. Лица персонажей превратились в ритуальные маски. Грубая штриховка на живописных плоскостях, воспроизводившая насечки на африканской скульптуре, - еще одно заимствование из арсенала древних мастеров. А основное, что почерпнул Пикассо у африканских «заклинателей духов» - это слияние персонажей с пространством, ведь первобытный человек не отделял себя от природы. Фон на полотнах Пикассо выглядит столь же осязаемым, как и фигуры. Полотна африканского периода производят впечатление неуклюжих барельефов, грубо вытесанных из природных материалов.
Знаменитые «Авиньонские девицы» 1907 года – яркий образец африканского стиля. Композиция неоднократно перекраивалась (над картиной художник работал около года) и женщины, в конце концов, превратились в грубые статуэтки с варварски деформированными лицами африканских божков, что особенно заметно в двух фигурах справа. Любовь к изображению красоты женского тела, присущая художникам предыдущих эпох, сменилась радикальным искажением архитектуры телесной оболочки. Деформация фигур и схематизация лиц, которые сочли актом женоненавистничества, вызвали резкое отторжение у первых зрителей картины.
В следующих работах африканского периода Пикассо экспериментирует с найденным методом. Он стремится на двухмерной плоскости холста создать иллюзию трехмерного пространства, населенного деформированными существами. Вторая половина 1907 года - это рождение вереницы искаженных персонажей, где в роли лиц – более или менее жутковатые африканские маски: «Три фигуры под деревом», «Танец с покрывалами», «Дриада», «Три женщины», «Голова женщины», «Купание», «Автопортрет», «Голова мужчины», «Фермерша».
Благодаря купцу и меценату С.И. Щукину, собравшему лучшую в Европе коллекцию французской живописи ХХ века, уже в 1914 году 51 картина Пикассо оказалась в России, в том числе «Дружба» и «Танец с покрывалами». Не всегда понимая новые направления авангардистских поисков Пикассо, Щукин мудро замечал: «…наверное, прав он, а не я…»