Сюрреализм

Расчленение творчества на периоды — стандартный способ втиснуть искусство в рамки и разложить по полочкам. В случае с Пабло Пикассо, художником без стиля или, что вернее, художником множества стилей, такой подход условен, но традиционно применяется. Период близости Пикассо к сюрреализму хронологически вписывается в рамки 1925 – 1932 годов. Как правило, над каждым стилистическим этапом в творчестве художника властвовала определенная Муза. Пребывая в браке с экс балериной Ольгой Хохловой, жаждавшей «узнавать себя на полотнах», Пикассо от изобретенного им вместе с Жоржем Браком кубизма обратился к неоклассицизму.

Когда же в жизнь художника вошла юная блондинка Мария Тереза Вальтер, случился поворот живописца в сторону сюрреализма. Подготовлен он был и общением с набиравшими тогда силу сюрреалистами. Два фактора: «интересное лицо» мадемуазель Вальтер, написать которое художник загорелся, немедленно сообщив новой знакомой, что «мы вместе сделаем великие вещи», и близость к кругу Анри Бретона сработали одновременно. Именно в галерее Пьера в 1925 году Пикассо впервые принял участие в групповой выставке сюрреалистов (до этого он «светился» только в персональных экспозициях).

Уже в первом номере журнала «Сюрреалистическая революция» появилась фотография конструкции Пикассо 1914 года, второй номер две страницы посвятил рисункам художника, а в четвертом (от 15.07.1925) была опубликована репродукция скандальных «Авиньонских девиц», написанных 18-ю годами раньше. Собственно, именно благодаря Бретону рулон с холстом был развернут, извлечен из темного угла мастерской и продан коллекционеру Жаку Дусе. В статье о Пикассо из того же четвертого номера Андре Бретон проанализировал причины собственного восхищения мэтром, высказавшись, что действительность не является лишь тем, что мы видим, и живописец должен вникнуть в модель, которая является «внутренним понятием». Вниканием в модель и можно назвать многочисленные портреты Марии Терезы, которые относят к сюрреалистическому наследию Пикассо.

В картинах «Женщина с цветком» (1932), «Спящая в зеркале (Мария Тереза Вальтер)» (1932), «Обнаженная на красной подушке (Мария Тереза)» (1932) и других Пикассо исследует свою свежую модель как ребенок, разбирающий на части новую игрушку, чтобы посмотреть, что там у нее внутри вертится и пищит. Тело как форма для изучения разнимается на части, фрагменты перекручиваются и складываются по-новому. Художник словно выясняет, а что будет, если детальки конструктора сложить так? А если – этак?

Впрочем, плавные линии и «домашняя уютность» портретов Марии Терезы не исключают и появления других работ, под которыми можно было бы разместить в качестве подписи кредо Бретона: «Красота будет конвульсивной, или ее не будет». Первая работа, где художник экспериментирует с разбиранием человеческих тел на части и складыванием их в новых сочетаниях — «Три танцора» (1925). В 1930 году Пикассо написал еще одну полную экспрессии картину – «Распятие», которое считается этапным шагом на пути от «Трех танцоров» к «Гернике» (1937).

В этот же период создаются многочисленные купальщицы - некоторые из них только обозначены парой цветовых пятен («Купальщица, открывающая кабинку» (1928)), в других полотнах происходит очередная вивисекция женского тела и сооружение из его составных частей монстров: «Купальщица с поднятыми руками» (1929), «Купальщица, сидящая на берегу моря» (1930), «Девушка, бросающая камень» (1931), «Фигуры на пляже» (1931).

Взаимоотношения Пикассо с Марией Терезой отразились и в графических циклах, где сюрреализм сплетался с классическими античными мотивами. В 1930 году серия гравюр «Любовь Юпитера и Семелы» стала демонстрацией лестной самоидентификации мастера, ассоциировавшего себя с Юпитером, в которого влюбилась простая смертная, впоследствии сожженная его блеском. В 1933 году последовала серия из 11 гравюр о Минотавре — иллюстрации к «Метаморфозам» Овидия с культом безудержного мужского начала, проповедуемого художником.

Конструктивный подход к натуре вызвал к жизни и эксперименты пластические — скульптуры и бюсты юной возлюбленной, изваянные в замке Буажелу, в котором Пикассо «спрятал» свою «Лолиту»: Голова женщины» (1932),«Лежащая женщина» (1932), а также абстрактные конструкции и статуэтки («Мужчина с букетом», 1934). Памятник на могиле Пикассо — также порождение рассматриваемого периода: это скульптура «Женщина с вазой», моделью для которой послужила все та же Мария Тереза. Фигура была изваяна в 1933 году в бронзе, а в 1937 году ее цементная копия демонстрировалась на Парижской Международной выставке, как и полотно «Герника» (1937).

Резюмировать семилетние скитания Пикассо в дебрях сюрреализма можно его же словами: «Я изображаю предметы так, как я думаю о них, а не так, какими я их вижу».

Пабло Пикассо. Три танцора, 1925 год
Три танцора, 1925 год
Пабло Пикассо. Лицо, 1926 год
Лицо, 1926 год
Пабло Пикассо. Женщина в кресле, 1927 год
Женщина в кресле, 1927 год
Пабло Пикассо. Фигура, 1927 год
Фигура, 1927 год
Пабло Пикассо. Купальщицы 4, 1928 год
Купальщицы 4, 1928 год
Пабло Пикассо. Метаморфоза I (Женский персонаж), 1928 год
Метаморфоза I (Женский персонаж), 1928 год
Пабло Пикассо. Обнажённая на пляже, 1929 год
Обнажённая на пляже, 1929 год
Пабло Пикассо. Поцелуй, 1929 год
Поцелуй, 1929 год
Пабло Пикассо. Распятие, 1930 год
Распятие, 1930 год
Пабло Пикассо. Фигуры на пляже, 1931 год
Фигуры на пляже, 1931 год
Пабло Пикассо. Девушка, бросающая камень, 1931 год
Девушка, бросающая камень, 1931 год
Пабло Пикассо. Обнажённая и натюрморт, 1931 год
Обнажённая и натюрморт, 1931 год
Пабло Пикассо. Кувшин разрезанные фрукты и листья, 1931 год
Кувшин разрезанные фрукты и листья, 1931 год
Пабло Пикассо. Обнажённая в кресле, 1932 год
Обнажённая в кресле, 1932 год
Пабло Пикассо. Натюрморт - бюст, чаша и палитра, 1932 год
Натюрморт - бюст, чаша и палитра, 1932 год
Пабло Пикассо. Женщина с цветком, 1932 год
Женщина с цветком, 1932 год
Пабло Пикассо. Сон, 1932 год
Сон, 1932 год
Пабло Пикассо. Обнажённая, зелёные листья и бюст, 1932 год
Обнажённая, зелёные листья и бюст, 1932 год
Пабло Пикассо. Голова женщины, 1932 год
Голова женщины, 1932 год


Все сюрреалистические работы по годам