Сюрреализм
Расчленение творчества на периоды — стандартный способ втиснуть искусство в рамки и разложить по полочкам. В случае с Пабло Пикассо, художником без стиля или, что вернее, художником множества стилей, такой подход условен, но традиционно применяется. Период близости Пикассо к сюрреализму хронологически вписывается в рамки 1925 – 1932 годов. Как правило, над каждым стилистическим этапом в творчестве художника властвовала определенная Муза. Пребывая в браке с экс балериной Ольгой Хохловой, жаждавшей «узнавать себя на полотнах», Пикассо от изобретенного им вместе с Жоржем Браком кубизма обратился к неоклассицизму.Когда же в жизнь художника вошла юная блондинка Мария Тереза Вальтер, случился поворот живописца в сторону сюрреализма. Подготовлен он был и общением с набиравшими тогда силу сюрреалистами. Два фактора: «интересное лицо» мадемуазель Вальтер, написать которое художник загорелся, немедленно сообщив новой знакомой, что «мы вместе сделаем великие вещи», и близость к кругу Анри Бретона сработали одновременно. Именно в галерее Пьера в 1925 году Пикассо впервые принял участие в групповой выставке сюрреалистов (до этого он «светился» только в персональных экспозициях).
Уже в первом номере журнала «Сюрреалистическая революция» появилась фотография конструкции Пикассо 1914 года, второй номер две страницы посвятил рисункам художника, а в четвертом (от 15.07.1925) была опубликована репродукция скандальных «Авиньонских девиц», написанных 18-ю годами раньше. Собственно, именно благодаря Бретону рулон с холстом был развернут, извлечен из темного угла мастерской и продан коллекционеру Жаку Дусе. В статье о Пикассо из того же четвертого номера Андре Бретон проанализировал причины собственного восхищения мэтром, высказавшись, что действительность не является лишь тем, что мы видим, и живописец должен вникнуть в модель, которая является «внутренним понятием». Вниканием в модель и можно назвать многочисленные портреты Марии Терезы, которые относят к сюрреалистическому наследию Пикассо.
В картинах «Женщина с цветком» (1932), «Спящая в зеркале (Мария Тереза Вальтер)» (1932), «Обнаженная на красной подушке (Мария Тереза)» (1932) и других Пикассо исследует свою свежую модель как ребенок, разбирающий на части новую игрушку, чтобы посмотреть, что там у нее внутри вертится и пищит. Тело как форма для изучения разнимается на части, фрагменты перекручиваются и складываются по-новому. Художник словно выясняет, а что будет, если детальки конструктора сложить так? А если – этак?
Впрочем, плавные линии и «домашняя уютность» портретов Марии Терезы не исключают и появления других работ, под которыми можно было бы разместить в качестве подписи кредо Бретона: «Красота будет конвульсивной, или ее не будет». Первая работа, где художник экспериментирует с разбиранием человеческих тел на части и складыванием их в новых сочетаниях — «Три танцора» (1925). В 1930 году Пикассо написал еще одну полную экспрессии картину – «Распятие», которое считается этапным шагом на пути от «Трех танцоров» к «Гернике» (1937).
В этот же период создаются многочисленные купальщицы - некоторые из них только обозначены парой цветовых пятен («Купальщица, открывающая кабинку» (1928)), в других полотнах происходит очередная вивисекция женского тела и сооружение из его составных частей монстров: «Купальщица с поднятыми руками» (1929), «Купальщица, сидящая на берегу моря» (1930), «Девушка, бросающая камень» (1931), «Фигуры на пляже» (1931).
Взаимоотношения Пикассо с Марией Терезой отразились и в графических циклах, где сюрреализм сплетался с классическими античными мотивами. В 1930 году серия гравюр «Любовь Юпитера и Семелы» стала демонстрацией лестной самоидентификации мастера, ассоциировавшего себя с Юпитером, в которого влюбилась простая смертная, впоследствии сожженная его блеском. В 1933 году последовала серия из 11 гравюр о Минотавре — иллюстрации к «Метаморфозам» Овидия с культом безудержного мужского начала, проповедуемого художником.
Конструктивный подход к натуре вызвал к жизни и эксперименты пластические — скульптуры и бюсты юной возлюбленной, изваянные в замке Буажелу, в котором Пикассо «спрятал» свою «Лолиту»: Голова женщины» (1932),«Лежащая женщина» (1932), а также абстрактные конструкции и статуэтки («Мужчина с букетом», 1934). Памятник на могиле Пикассо — также порождение рассматриваемого периода: это скульптура «Женщина с вазой», моделью для которой послужила все та же Мария Тереза. Фигура была изваяна в 1933 году в бронзе, а в 1937 году ее цементная копия демонстрировалась на Парижской Международной выставке, как и полотно «Герника» (1937).
Резюмировать семилетние скитания Пикассо в дебрях сюрреализма можно его же словами: «Я изображаю предметы так, как я думаю о них, а не так, какими я их вижу».