Скульптура

Свои скульптурные эксперименты Пикассо особо не афишировал, хотя этот вид искусства привлекал его, всегда жаждущего попробовать свои силы в чем-то новом. Лишь в 1966 году скульптуры Пикассо предстали перед жителями Лондона, Парижа и Нью-Йорка на специальных выставках, включивших более 200 экспонатов. 85-летний художник открыл зрителям неизвестную прежде грань своего таланта, хотя «тренировался» в этой области постоянно.

Ранняя пластика

Первая скульптура Пикассо датируется 1901 годом. Еще в Барселоне он изваял небольшой этюд из бронзы «Сидящая женщина». Спустя два года были отлиты бронзовые маски «Слепой певец» и «Пикадор со сломанным носом». В Париже фонд скульптур Пикассо пополнился в 1905 году «Шутом», «Алисой Дерен» и «Женщиной, расчесывающей волосы». Все эти изваяния еще вполне в духе реалистичной роденовской пластики, а эмоционально приближаются к живописным произведениям меланхолического «голубого периода».

Кубизм

С наступлением коренных перемен в живописном языке мастера скульптуры тоже видоизменяются. «Голова женщины (Фернанда)» 1909 года – это уже кубизм. Хаотичное пересечение граней и объемов не мешает достижению портретного сходства с Фернандой Оливье. «Бокал абсента» 1914 года существует в шести вариантах. Каждую бронзовую отливку художник раскрасил по-другому. С точки зрения идеи обращение к абсенту – это ответ на споры, бурлившие в обществе. С одной стороны, абсент считался напитком богемы, способствующим раскрытию творческого потенциала, с другой – врачи были уверены в его вредоносности и спустя год после создания скульптурных бокалов абсент во Франции был запрещен. Относительно формальных поисков, в этих работах Пикассо впервые затевает столкновение реальности с ее имитацией. Изображение бокала в бронзе соединяется с настоящей лопаточкой для абсента: напиток было принято цедить через кусочек сахара, лежащий на лопатке с отверстиями. Сам Пикассо редко комментировал свои работы, но на этот раз признался, что именно столкновение «настоящего» (лопатка) и «ненастоящего» (бокал) было поводом для создания серии отливок. В дальнейшем он продолжит внедрение «реального» в «искусственное» в своих скульптурных и живописных произведениях, создавая коллажи и ассамбляжи.

Сюрреализм

В конце 20-х годов ХХ века Пикассо экспериментирует с конструкциями из проволоки, а затем переносит свои сюрреалистические построения в скульптуру. Дерево, металл, гипс – материалы используются по отдельности или в сочетании друг с другом. Первая композиция в этой технике – «Женщина в саду», исполненная в соавторстве с Хулио Гонсалесом. После приобретения в 1932 году усадьбы в Буажелу Пикассо использовал каретный сарай как мастерскую скульптора. Он обратился к жанру анималистики: «Голова коровы», «Петух». Тогда же созданы, наряду с живописными сюрреалистическими изображениями, и скульптурные портреты юной возлюбленной, Марии-Терезы Вальтер: «Голова женщины» (1932). Характерно, что, несмотря на деформацию формы, портретное сходство - несомненно. Могилу Пикассо, кстати, также венчает скульптура «Женщина с вазой», изображающая Марию-Терезу.

Ассамбляж

В период оккупации Франции Пикассо пребывал в Париже. Именно тогда достигла расцвета изобретенная им техника ассамбляжа. Собирая элементы композиций среди мусора и обломков, Пикассо составлял з них скульптуры, отливаемые затем в бронзе. Способность по-новому применить вещь и ввести ее в произведение искусства – свидетельство безудержной фантазии и чувства юмора мастера. Именно так возникла «Голова быка» (1943), сооруженная из велосипедного руля и седла. В 1944 году Пикассо изваял большую статую «Человек с ягненком», как символ гуманизма (которую позже установили на площади в Валлорисе) и «Голову смерти», ассоциирующуюся с ужасами войны. В послевоенные годы Пикассо продолжает фантазировать. Он создает композиции из разного хлама: колес, башмаков, корзин, дверей и прочего. Это «Девочка со скакалкой», «Женщина с детской коляской», изображения зверей: «Сова», «Коза», «Бабуин с детенышем», «Бык», «Голубь» и другие, а также натюрморты. Все эти сооружения «из подручных материалов» отливаются в бронзе. Живот козы, например, создан из корзины. Голова бабуина – это два сломанных игрушечных автомобильчика, а его тело – кувшин, где ручки служат плечами обезьяны. Образы людей создаются в той же технике, как «Беременная женщина», 1950. Ее груди и живот – это керамические горшки, а возникла такая трактовка, по мнению Франсуазы Жило, жившей с Пикассо в то время, в результате ее отказа обзавестись третьим ребенком.

Скульптуры из плоских листов

В 60-е годы Пикассо создает раскрашенные скульптуры из листового железа. Кульминацией этой техники стала скульптура в Чикаго. В 1967 году художник подарил городу пятнадцатиметровое сооружение весом 162 тонны. От гонорара в 100 тысяч долларов он отказался. О том, что, собственно, запечатлено в металле, существуют противоречивые мнения. Пикассо не открыл тайну, а публика видит в безымянной скульптуре то голову бабуина, то афганскую борзую, то муравьеда, то птицу. Внук Пикассо полагает, что моделью послужила женщина, француженка Сильветт Давид (она же Лидия Корбет). В любом случае, этот монумент стал гимном кубизму и рукотворным памятником великому мастеру, открывшему новые возможности в пластике.

Пабло Пикассо. Шут, 1905 год
Шут, 1905 год
Пабло Пикассо. Голова женщины (Фернанда), 1909 год
Голова женщины (Фернанда), 1909 год
Пабло Пикассо. Бокал абсента, 1914 год
Бокал абсента, 1914 год
Пабло Пикассо. Гитара, 1914 год
Гитара, 1914 год
Пабло Пикассо. Бокал, 1914 год
Бокал, 1914 год
Пабло Пикассо. Голова женщины, 1932 год
Голова женщины, 1932 год
Пабло Пикассо. Голова воина, 1933 год
Голова воина, 1933 год
Пабло Пикассо. Голова женщины (Дора), 1941 год
Голова женщины (Дора), 1941 год
Пабло Пикассо. Сидящая женщина, 1942 год
Сидящая женщина, 1942 год
Пабло Пикассо. Голова быка, 1942 год
Голова быка, 1942 год
Пабло Пикассо. Человек с ягненком, 1943 год - 1944 год
Человек с ягненком, 1943 год - 1944 год
Пабло Пикассо. Голова смерти, 1944 год
Голова смерти, 1944 год
Пабло Пикассо. Беременная женщина, 1950 год
Беременная женщина, 1950 год
Пабло Пикассо. Женщина с детской коляской, 1950 год
Женщина с детской коляской, 1950 год
Пабло Пикассо. Коза, 1950 год
Коза, 1950 год
Пабло Пикассо. Бабуин с детенышем, 1951 год
Бабуин с детенышем, 1951 год
Пабло Пикассо. Голова, 1958 год
Голова, 1958 год
Пабло Пикассо. Женщина, 1961 год
Женщина, 1961 год
Пабло Пикассо. Сова, 1961 год
Сова, 1961 год
Пабло Пикассо. Голова женщины  (профиль), 1961 год
Голова женщины (профиль), 1961 год
Пабло Пикассо. Безымянная скульптура , 1967 год
Безымянная скульптура , 1967 год
Пабло Пикассо. Макет скульптуры в Чикаго, 1967 год
Макет скульптуры в Чикаго, 1967 год

Все работы по годам