Скульптура
Свои скульптурные эксперименты Пикассо особо не афишировал, хотя этот вид искусства привлекал его, всегда жаждущего попробовать свои силы в чем-то новом. Лишь в 1966 году скульптуры Пикассо предстали перед жителями Лондона, Парижа и Нью-Йорка на специальных выставках, включивших более 200 экспонатов. 85-летний художник открыл зрителям неизвестную прежде грань своего таланта, хотя «тренировался» в этой области постоянно.Ранняя пластика
Первая скульптура Пикассо датируется 1901 годом. Еще в Барселоне он изваял небольшой этюд из бронзы «Сидящая женщина». Спустя два года были отлиты бронзовые маски «Слепой певец» и «Пикадор со сломанным носом». В Париже фонд скульптур Пикассо пополнился в 1905 году «Шутом», «Алисой Дерен» и «Женщиной, расчесывающей волосы». Все эти изваяния еще вполне в духе реалистичной роденовской пластики, а эмоционально приближаются к живописным произведениям меланхолического «голубого периода».Кубизм
С наступлением коренных перемен в живописном языке мастера скульптуры тоже видоизменяются. «Голова женщины (Фернанда)» 1909 года – это уже кубизм. Хаотичное пересечение граней и объемов не мешает достижению портретного сходства с Фернандой Оливье. «Бокал абсента» 1914 года существует в шести вариантах. Каждую бронзовую отливку художник раскрасил по-другому. С точки зрения идеи обращение к абсенту – это ответ на споры, бурлившие в обществе. С одной стороны, абсент считался напитком богемы, способствующим раскрытию творческого потенциала, с другой – врачи были уверены в его вредоносности и спустя год после создания скульптурных бокалов абсент во Франции был запрещен. Относительно формальных поисков, в этих работах Пикассо впервые затевает столкновение реальности с ее имитацией. Изображение бокала в бронзе соединяется с настоящей лопаточкой для абсента: напиток было принято цедить через кусочек сахара, лежащий на лопатке с отверстиями. Сам Пикассо редко комментировал свои работы, но на этот раз признался, что именно столкновение «настоящего» (лопатка) и «ненастоящего» (бокал) было поводом для создания серии отливок. В дальнейшем он продолжит внедрение «реального» в «искусственное» в своих скульптурных и живописных произведениях, создавая коллажи и ассамбляжи.Сюрреализм
В конце 20-х годов ХХ века Пикассо экспериментирует с конструкциями из проволоки, а затем переносит свои сюрреалистические построения в скульптуру. Дерево, металл, гипс – материалы используются по отдельности или в сочетании друг с другом. Первая композиция в этой технике – «Женщина в саду», исполненная в соавторстве с Хулио Гонсалесом. После приобретения в 1932 году усадьбы в Буажелу Пикассо использовал каретный сарай как мастерскую скульптора. Он обратился к жанру анималистики: «Голова коровы», «Петух». Тогда же созданы, наряду с живописными сюрреалистическими изображениями, и скульптурные портреты юной возлюбленной, Марии-Терезы Вальтер: «Голова женщины» (1932). Характерно, что, несмотря на деформацию формы, портретное сходство - несомненно. Могилу Пикассо, кстати, также венчает скульптура «Женщина с вазой», изображающая Марию-Терезу.Ассамбляж
В период оккупации Франции Пикассо пребывал в Париже. Именно тогда достигла расцвета изобретенная им техника ассамбляжа. Собирая элементы композиций среди мусора и обломков, Пикассо составлял з них скульптуры, отливаемые затем в бронзе. Способность по-новому применить вещь и ввести ее в произведение искусства – свидетельство безудержной фантазии и чувства юмора мастера. Именно так возникла «Голова быка» (1943), сооруженная из велосипедного руля и седла. В 1944 году Пикассо изваял большую статую «Человек с ягненком», как символ гуманизма (которую позже установили на площади в Валлорисе) и «Голову смерти», ассоциирующуюся с ужасами войны. В послевоенные годы Пикассо продолжает фантазировать. Он создает композиции из разного хлама: колес, башмаков, корзин, дверей и прочего. Это «Девочка со скакалкой», «Женщина с детской коляской», изображения зверей: «Сова», «Коза», «Бабуин с детенышем», «Бык», «Голубь» и другие, а также натюрморты. Все эти сооружения «из подручных материалов» отливаются в бронзе. Живот козы, например, создан из корзины. Голова бабуина – это два сломанных игрушечных автомобильчика, а его тело – кувшин, где ручки служат плечами обезьяны. Образы людей создаются в той же технике, как «Беременная женщина», 1950. Ее груди и живот – это керамические горшки, а возникла такая трактовка, по мнению Франсуазы Жило, жившей с Пикассо в то время, в результате ее отказа обзавестись третьим ребенком.Скульптуры из плоских листов
В 60-е годы Пикассо создает раскрашенные скульптуры из листового железа. Кульминацией этой техники стала скульптура в Чикаго. В 1967 году художник подарил городу пятнадцатиметровое сооружение весом 162 тонны. От гонорара в 100 тысяч долларов он отказался. О том, что, собственно, запечатлено в металле, существуют противоречивые мнения. Пикассо не открыл тайну, а публика видит в безымянной скульптуре то голову бабуина, то афганскую борзую, то муравьеда, то птицу. Внук Пикассо полагает, что моделью послужила женщина, француженка Сильветт Давид (она же Лидия Корбет). В любом случае, этот монумент стал гимном кубизму и рукотворным памятником великому мастеру, открывшему новые возможности в пластике.Все работы по годам
1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973