Фернанда Оливье
1881–1966В 1904 году, на исходе «Голубого периода», Пикассо тяжело переживает смерть покончившего с собой друга Карлоса Касагемаса. Художник кардинально «меняет обстановку» – едет в Париж и поселяется в одном из бедных кварталов города, среди уличных артистов и бродячих циркачей. Высокая, смуглая, аристократической внешности служанка проживает по соседству. Художник приглашает девушку позировать, и вскоре она становится его возлюбленной.
«Фернанда в черной мантилье», 1905 г. – один из первых портретов Фернанды, выполнен в реалистической манере, чего не скажешь о большинстве последующих - Пикассо непрерывно экспериментирует. Знаменитая «Девочка на шаре» - шедевр «розового периода» - появлением своим обязана Фернанде. С Фернандой же Пикассо проходит «Африканский период» и вступает в кубизм, применяя сезанновские принципы трактовки формы к изображению человека.
Итак, кубизм. «Аналитическая стадия». Работу Пикассо на этом этапе можно охарактеризовать как «джаз на холсте». Натура становится только поводом, основным «рифом», ориентируясь на который художник строит свои импровизации. При этом он не ограничивается остроумием и находчивостью «модного маэстро во фраке» и, в отличии от друга и коллеги Ж. Брака, методом напряженного анализа идет вглубь формы. Определенной глубины к этому времени достигают и отношения возлюбленных. Фернанда хочет детей от Пабло. Ей, высокой и красивой девушке дворянской внешности, поначалу всего лишь был любопытен «чудаковатый испанец с горящими глазами» (ростом же невысокий Пабло приходился ей примерно по плечо). Но интерес быстро сменился любовью. И с каждым годом их совместной жизни чувства Фернанды только усиливались. Но молодому, амбициозному, полному творческих планов художнику было вовсе не до семьи. Пикассо заводит отношения на стороне. Кубизм начинает входить в «синтетическую стадию»: изображения строятся на принципе комбинирования, совмещения различных материалов и фактур…
Девять лет был Пикассо со своей Первой Женщиной. Черты, натура, характер Фернанды Оливье запечатлены в произведениях того времени – и это не только многочисленные «портреты Фернанды», но так же и все те работы, где модель живет как «мотив».