"Классический" период
1910-е годы оказались для Пикассо достаточно сложными. В 1911-м всплыла история с покупкой и хранением украденных из Лувра статуэток, которая продемонстрировала Пикассо ограниченность его собственных моральных, человеческих сил: он оказался и неспособным впрямую сопротивляться нажиму власти, и сохранять преданность дружбе (на первом допросе он пытался отречься даже от самого факта знакомства с Апполинером, "благодаря" которому он оказался вовлеченным в этот неприятный инцидент). В 1914 году началась Первая мировая война и выяснилось, что Пикассо не готов сражаться за Францию, ставшую его второй родиной. Это тоже развело его со многими друзьями. В 1915 году умерла Марсель Умбер.Наверное, именно в этот период Пикассо по-настоящему разобрался в себе (и его открытия не всегда оказались приятными) и осознал, что его по большому счету интересует лишь живопись, только ей он готов приносить жертвы, только ей служить: "Искусство никогда не надоедает мне, и я не мог бы жить, не отдавая ему все свое время. Я люблю его как единственную цель своей жизни".
Кубизм постепенно становился для Пикассо уже внутренне пережитым опытом, раскрепостившим его кисть. Позже он говорил: "Если задуматься, я, наверное, художник без стиля. "Стиль" нередко лишь сковывает художника, навязывает ему одну точку зрения на вещи, одни и те же приемы, одни и те же формулы, и так год за годом, иногда на всю жизнь". Это, конечно же, не был случай Пикассо, отчаянного смельчака в искусстве.
На возвращение к живописи более читаемой, фигуративной повлияла как логика художнического развития Пикассо, так и внешние факторы: отношения с балетной труппой Сергея Дягилева, поездка в Рим, где всё буквально перенасыщено античностью с ее интересом к плоти, человеческому телу, всё монументально и материально. Ольга Хохлова, русская балерина, ставшая вскоре женой Пикассо и матерью его первого сына, тоже хотела узнавать себя в собственных портретах. Желание любимой женщины, конечно, никак не повлияло бы на мастера, если бы не совпало с его внутренним настроем. Но в конце 1910-х годов все эти обстоятельства сошлись воедино и определили новый этап в творчестве художника. При этом Пикассо, создавая вполне реалистичные, казалось бы, картины, продолжает свои опыты. Так, знаменитый "Портрет Ольги в кресле" 1917 года тоже в некотором роде экспериментальный: Пикассо весьма активно интересовался фотографией и типичными для нее уплощением форм и искажением пространства, и это нашло свое отражение в подобных работах.
К этому периоду также относятся и замечательные шаржированные графические портреты деятелей круга Дягилева, например, "Портрет Игоря Стравинского".
Витавший в воздухе 1920-30-х гг. интерес, с одной стороны, к монументальному в искусстве, с другой - к "новой вещественности", в творчестве Пикассо воплотился, к примеру, в "Женщинах, бегущих по пляжу" 1922 г. Здесь он и отдает дань этим тенденциям, и одновременно подвергает их осмеянию.